Проблема одиночества, как известно, стоит в современном обществе чрезвычайно остро.

Обсуждая эту проблему, не будем погружаться в наукообразные рассуждения, основательно сдобренные психологической терминологией и рассматривать все аспекты проблемы с двадцати пяти углов зрения и точек созерцания, планомерно вплетая цитаты именитых авторов – классиков психологии. Из специальной литературы читатель может будет узнать, что  одиночество связано с депривацией социальных контактов, может проистекать из детства, может быть связано с нарциссическим вектором в характере личности, и так далее. Постараемся избегать специальной терминологии и попробуем рассмотреть тему одиночества популярно, с творческим переводом последней на человеческий язык и, конечно, толикой душевного участия к тем, кто не просто интересуется этой проблемой, а живет в ней и страдает – если и не постоянно, то с печальной регулярностью.

Узнать людей, волевым усилием загнавшим чувство одиночества куда-то вглубь можно по характерным фразам и выражениям

Одиночество – проблема реальная и серьезная

Одиночество – это действительно проблема. И проблема реально существующая. Кто-то может посчитать ее надуманной, но только не те люди, которые на себе испытали все то опустошение, которое одиночество привносит в их жизнь. Кого-то одиночество сводит с ума, парализует волю к жизни, доводит до самоубийства, заставляет искать спасения в сектах и еще черт знает где. Для других, в одиночестве нет ничего противоестественного. Для некоторых людей одиночество – абсолютно нормальное существование, не несущее в себе какого-то дискомфорта. Даже наоборот, – это дополнительная возможность для самосовершенствования, развития, получения знаний, свобода маневра, свобода принятия решений, ответственность за свою жизнь, творчество, наконец.

И та и другая категория людей интересна. Но, если вторая не нуждается в помощи и словах участия, то тем людям, для которых одиночество представляет проблему, они, как правило, нужны. Скорее, даже не слова а реальная помощь, причем, во многих случаях – профессиональная.

Кто еще не знает

В принципе, можно выделить еще одну категорию людей – это те, которые не в курсе, что они одиноки; точнее – что одиночество является для них проблемой. Это те, кто по каким-либо причинам “решил” для себя, что ему больше никто не нужен, что отношения все равно не складываются и теперь он сам по себе. Эти люди разительно отличаются от “истинных” одиночек тем, что у них эта проблема в реальности существует – они ее не решили, а просто запихнули в подвал своего подсознания и придавили шкафом потяжелее. В принципе, до поры до времени такие люди могут жить относительно спокойно и даже счастливо (на первый взгляд). Вот только в их «подвале» лежит не что-то, а их персональная “ядерная бомба”, которая может рвануть в самый неподходящий момент. Рвануть в виде чего? Ну, например, проявиться в виде стресса, депрессии, осознания собственной ничтожности после какой-нибудь провоцирующей ситуации. При этом, ситуации могут быть самыми разнообразными – от наблюдения радующихся коллег до желтого листочка, оторвавшегося с голой ветки погожим осенним деньком.

Фразы-маркеры

Узнать людей, волевым усилием загнавшим чувство одиночества куда-то вглубь можно по характерным фразам и выражениям.

Например:

  • «Мне никто не нужен»
  • «А мне и так хорошо»
  • «С тех пор, как я перестал(а) общаться … моя жизнь наладилась»
  • «Все равно, я никому не нужна, так зачем себя истязать»
  • «Я абсолютно самодостаточен»
  • «Люди редкостные идиоты, мне от них ничего не нужно»
  • «У меня слишком сложный характер и люди избегают меня»
  • «Со мной все равно никто не может ужиться»
  • «Я слишком умна и мне сложно найти друзей»
  • «Терпеть не могу все эти сборища»
  • И так далее, и тому подобное.

Тут вспоминается кадет Биглер из «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека: «Кадет промыл покрасневшие глаза водой и вышел в коридор, решив быть сильным, дьявольски сильным».

[nextpage title=”Следующая страница”]

Телесные проявления

Естественно, среди таких людей могут попадаться те, кому действительно не требуется общение или же оно нужно в совершенно минимальных количествах. И, отличие одних от других – то, что одни при этом живут в мире с собой, а другие, просто прячут правду, причем, как мы упоминали, не только от других, а,  в первую очередь от самих себя.

Впрочем, во многих случаях людей, «придумавших» себе одиночество выдает внутренний предатель – собственное тело и эмоции, которые, как известно чрезвычайно трудно контролировать все. Внимательный наблюдатель, даже если он не знаком длительное время с таким человеком может обратить внимание на то, что при произнесении вышеозначенных «кодовых фраз», у человека в уголках глаз «собирается» грусть, улыбка может становиться жалкой; или, наоборот, может последовать вспышка гнева, ничем, на первый взгляд не спровоцированная. Это могут быть опущенные плечи, это может быть отстраненное выражение лица, тяжелый (или не очень) вздох, сжимающиеся руки, вдруг повышенный интерес к некоторым частям тела (например, человек может теребить кончик носа, ухо и т.д.) и другие телесные проявления.

В общем, для того, чтобы у психолога был повод работать с такой «упрятанной под замок» проблемой, надо, чтобы человек сам ее осознал, и пришел.

Понятно, что есть люди, которые страдают от одиночества и вполне осознают это. И, как это не грустно, таких людей много. Причем, гораздо больше, чем может показаться. Кто-то называет одиночество проблемой больших городов, кто-то проблемой нашего времени, кто-то еще какой-то проблемой. Да, истоков одиночества действительно много. Психоаналитики начинали бы поиск проблемы из детства,  г-н К.Роджерс (американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии) говорил бы о слабой приспособляемости личности, кто-то еще о недостатке социального общения, Р.Ассаджиоли (итальянский психолог, психиатр, гуманист. Основатель психосинтеза — теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека), возможно рекомендовал бы пересборку личности. И так далее. Все, что на эту тему изложено в профессиональной психологической литературе проверено, отработано и имеет место быть. Также верно и то, что в большинстве своем самостоятельно решить проблему одиночества человеку бывает затруднительно. Для этого будет полезен психолог. Но, к счастью, не всегда.

Как проявляется?

Будет уместно еще несколько слов сказать о терминологии. Очевидно, что надо различать одиночество как временное отсутствие общения, то есть, в общем-то одиночество нормальное и не травмирующее человека и одиночество – как психологическое состояние, которое осложняет жизнь. При котором, имея формально круг общения, вроде бы даже друзей, знакомых, человек чувствует себя одиноким.
Вот например это может выглядеть следующим образом:

  • «Вечером встречалась с друзьями, хорошо провели время, а потом я вернулась домой и мне снова сделалось так одиноко!!»
  • «Вокруг полно людей, а поговорить, пообщаться не с кем».
  • «Раньше у меня было много друзей, а сейчас они изменились, стали какие-то противные. Общаться с ними не хочется. Я чувствую себя очень одинокой». Тут вспоминается гоголевский «Ревизор»: «Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»
  • «Никто на этом свете меня не понимает. Чувствую себя жутко одиноко. Даже начала с собой разговаривать»
  • «Те мужчины, которые нравятся мне, не обращают на меня внимания и наоборот. А переступить через себя – жить с тем, кто не нравится я не могу. И из-за всего этого чувствую себя очень одиноко»
  • «Меня бросил парень. И друзья тоже –вечно заняты какими-то своими делами. Я никому не нужна. Мне очень одиноко».

Очевидно, что за всеми этими историями кроется как временное состояние одиночества – когда надо просто побыть одной, привести мысли и чувства в порядок и вновь открыться этой жизни. То есть, одиночество в такой ситуации – как хороший повод передохнуть от активного общения и немножко разобраться в себе. И, конечно, встречаются случаи того самого, ужасного одиночества, которое быстро и обильно заставляет людей ржаветь даже при сухой ясной погоде. И, такое одиночество формально может  им не быть – у человека может быть все хорошо с точки зрения стороннего наблюдателя – и работа, и круг общения и какие-то интересы. Но проблема заключается в том, что одиночество – не формально. И оно измеряется не количеством друзей, знакомых, работой, общественной деятельностью – нет, оно сидит внутри человека. Иначе говоря, при наличии всего вышеперечисленного человек может быть одиноким – потому что он себя ощущает таким. Таким образом, одиночество – это персональное состояние человека. Оно может быть временным, а может быть постоянным и обретенным из детства, как верно подмечает психоаналитическая школа.

[nextpage title=”Следующая страница”]

В причинах одиночества

Что же можно «записать» в причины одиночества? Список получается довольно разнообразный.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

  • Одна из причин одиночества – это заниженная самооценка человека. То есть, по тем или иным причинам человек может считать, что он не интересен другим людям. Например, что он жалкий, незначительный, слабый, скучный… список эпитетов, которыми человек может «наградить» себя можно продолжать очень долго. Дополнительный негативный эффект заключается в том, что в такой ситуации человек получает подтверждение своей никчемности – ведь с ним никто не  общается (хотя, в общем-то он сам себе этого не позволяет). А это, в свою очередь еще больше эту самую самооценку снижает. Выражаясь ходовыми ныне терминами – низводит ее до состояния нано-самооценки.
  • Наоборот, человек может быть слишком высокомерен. «А с кем тут общаться», «Кругом одни идиоты», «Они мне не ровня». Обычно это происходит в рамках нарциссического вектора в характере человека. Хотя, надо понимать, что под этим на самом деле может скрываться просто та же низкая самооценка. И бравирование подобными фразами будет ничем иным, как попыткой спрятать свой страх перед окружающими. «Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссически организованные люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы. Можно ожидать, что им удастся помочь развить самопринятие и углубить их взаимоотношения, если распространить динамическую психологию на области, которые Фрейд только начал затрагивать. Наше понимание нарциссизма улучшилось благодаря вниманию к концепциям базовой безопасности и идентичности (Sullivan, 1953; Erickson, 1950, 1968), концепции собственного “Я” как альтернативы более функционалистской концепции Эго (Winnicott, 1960b; Jacobson, 1964); концепции регуляции самооценки (A. Reich, 1960); концепции привязанности и сепарации (Spitz, 1965; Bowlby, 1969, 1973); концепции задержки развития и дефицитарности (Kohut, 1971; Stolorow & Lachmann, 1978) и концепции стыда (Lynd, 1958; Lewis, 1971; Morrison, 1989).» – ист. Н.Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика»
  • Люди, склонные к зависимости от других людей и, которые, соответственно боятся «раствориться» в более сильных соплеменниках или партнерах могут избегать тесных контактов, обрекая себя на одиночество. Например, вероятно, многие люди при попытке построить тесные (чаще имеется в виду – семейные) отношения встречали таких потенциальных партнеров. Сначала отношения начинают развиваться хорошо – динамично, ярко, красиво, любовь, мечты, надежды, совместные планы… Но, вдруг по мере движения к логическому завершению – браку, или совместному проживанию партнер вдруг начинает как-то быстро «сдуваться», холодеть прямо на глазах. И, в конце концов, отношения рвутся, иногда даже не доходя до секса. При этом, «опасающийся» получает еще одно подтверждение, что пребывать в одиночестве ему будет комфортнее. В частности, это может присутствовать при шизоидной составляющей в характере человека (не путать с шизофренией). «Первичный конфликт в области отношений у шизоидных людей касается близости и дистанции, любви и страха. Их субъективную жизнь пропитывает глубокая амбивалентность (двойственность)по поводу привязанности. Они страстно жаждут близости, хотя и ощущают постоянную угрозу поглощения другими. Они ищут дистанции, чтобы сохранить свою безопасность и независимость, но при этом страдают от удаленности и одиночества (Karon & VanderBos,1981). Гантрип (Guntrip, 1952) обрисовал “классическую дилемму” шизоидных индивидов следующим образом: “Они не могут ни состоять в отношениях с другой личностью, ни находиться вне этих отношений, не рискуя так или иначе потерять и себя, и объект”. Это утверждение указывает на данную дилемму как на “внутреннюю и внешнюю программу”. Роббинс (Robbins, 1988) суммирует эту динамику в таком сообщении: “Подойди ближе – я одинок, но оставайся в стороне – я боюсь внедрения”.В сексуальном плане некоторые шизоидные люди оказываются удивительно безразличными, часто несмотря на способность функционировать и получать оргазм. Чем ближе Другой, тем сильнее страх, что секс означает западню». – ист. Н.Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика»
  • Откуда это может появиться? Например, из детства – при сверхопекающей, прямо-таки «удушающей» матери.
  • Еще одной причиной может стать просто отсутствие навыков общения. Человек, по тем или иным причинам просто не знает, каким образом правильно (правильно – это значит говорить и действовать так, как это принято в том обществе, в котором ты находишься и даже выходить за рамки – принятым в обществе способом) общаться. Причин может быть много – может быть, эти навыки не были привиты в детстве, когда ребенок воспитывался в специфической семье, может быть человек переехал жит в другую страну. Да чего там страна, – в больших городах дискриминируют людей даже по их деревенскому выговору – естественно, им приходится прилагать больше усилий, чтобы вписаться в то общество, которое они себе выбрали. Впрочем, обратное тоже верно. Сюда же можно отнести проблемы общения различных социальных слоев – понятно, что грузчик, волей случая попавший в профессорскую семью с соответствующим кругом общения должен обладать поистине выдающимися способностями, чтобы его там принимали если не за своего, то хотя бы просто принимали. Очевидно, что такое происходит далеко не всегда.
  • Причиной одиночества могут быть полученные психотравмы. Например, у изнасилованной женщины может появиться устойчивое восприятие себя (чему еще способствует двойственное отношение к жертвам насилия в нашем обществе – типа сама виновата, спровоцировала и так далее) как оскверненной, грязной, недостойной. Естественно, что такое самопредставление не способствует не то, что поиску партнера, а и вообще какому-то общению. А может это будет травма предательства. Причем, в данном случае не суть важно какого рода – предательство любимого человека или родителей еще в детском возрасте могут привести к одинаковым последствиям. Ведь всегда надо помнить – даже если со стороны воспринимается безобидно, на конкретного человека это может произвести сокрушительное действие, с которым ему самостоятельно справиться будет не по силам.
  • Кроме того, существует предположение, что по мере роста сознания человека уровень одиночества, если можно так выразиться, растет. Под уровнем сознания, если говорить упрощенно, обычно понимают уровень осознанности себя в этом мире и самого этого мира в целом. Например, о том, что я делаю на этой земле, или же, более приземлено – вещи не всегда такие, как кажутся. Например, совместная бутылка, не гарантирует, что собутыльник является хорошим человеком и человек с определенным уровнем сознания это «догоняет». Более подробную информацию по уровням сознания можно поискать в поисковиках на «логические уровни сознания». Так вот, чем выше этот уровень, тем в большей степени человек воспринимает себя одиноким. Ну а, поскольку, уровень сознания в значительной степени кореллирует с интеллектом, то вполне уместно будет вплести сюда Шопенгауэра с цитатой: «Одиночество есть жребий всех выдающихся умов». Впрочем, рост «комфортного» одиночества по мере роста уровня сознания скорее гипотетичен.
  • И, естественно, существуют вполне физиологические причины для одиночества. Например, человек с детства имеет выраженные аутичные черты, которые, очевидно, не располагают к общению. Но, в данном случае это не совсем одиночество, поскольку такие люди вполне неплохо чувствуют себя в своем мире.

Из того, что мы рассмотрели становится понятным, что в каких-то случаях одиночество уходит с началом общения (тогда по сути это и не одиночество), чувство одиночества может со временем усиливаться или, наоборот, ослабевать; люди могут пытаться «глушить» свое одиночество за счет постоянной занятости себя чем-нибудь – работой, хобби, каким-то общением; не с каждым видом одиночества человек может справиться самостоятельно. Тоска, отчаяние, депрессия, – вот только некоторые его спутники.

О выборе и ответственности.

Часто считается, что ситуацию одиночества можно продуктивно использовать для саморазвития. Или, иначе говоря, для повышения уровня сознания. В принципе, это возможно. Но было бы большим заблуждением считать, что это под силу всем. Во-первых, как мы видели, виды и стадии одиночества бывают очень разными. В каких-то состояниях человек просто не способен вырваться за пределы своего сузившегося мира, зажатого тисками одиночества. Во-вторых, далеко не все люди находят удовольствие в саморазвитии, к тому же просто не в состоянии развиваться.

И вообще, в развитии для многих людей заключена опасность (вернее будет сказать для их сложившегося мира) – развитие дает возможность переосмыслить себя, жизнь, окружающих, близких людей, их поведение, отношение ко многим вещам. Это означает, что человек меняется. А изменения в человеке подразумевают и другие изменения – смену интересов, друзей, партнеров. А для этого нужна ответственность и воля. Очевидно, что речь идет о личной ответственности – принятии на себя всех решений и выборов, которые человек делает. А с ответственностью в наш век, как известно плохо. Принять на себя выбор, причем такой, чтобы он соответствовал желаниям самого человека, а не был бы попыткой угодить всем – на это способны далеко не все. И дело тут не только в слабой воли, а в бессознательной составляющей нашей личности, которая чрезвычайно изворотливо способна защищать человека от того, что ей «кажется» опасным. Таким образом, большинство людей в такой ситуации предпочтет проверенные и «безболезненные» решения – оставаться в уже существующей реальности (благо могут «созреть» и дополнительные выгоды – например, в виде жалости со стороны близких), и вместо совершения подчас непростого выбора и принятия решения заполнять свой вакуум бессмысленными или условно-бессмысленными действиями вроде трудоголизма. Более, того, неспособность принимать на себя ответственность ведет туда, где решения легко и непринужденно принимаются за них – например, секты, которые с распростертыми объятиями принимают людей и с легкостью необычайной дают им простой и понятный смысл существования в обществе себе подобных. Очевидно, что вопрос ответственности и выбора возникает не только при попытках развития и, в первую очередь развития уровня сознания, который был использован в качестве примера.

Андрей Петраков
Поделись: