Бешеный ритм жизни оставляет на людях свой отпечаток: столкнуться с грубостью можно повсеместно. К сожалению, в школах пока не учат тому, как справляться с нападками и защищаться. Самый распространенный совет – не обращать внимания – и тот не проходит проверку опытом. Так как же быть?
Зачем люди вообще кричат?
Для начала стоит разобраться в самой природе этого явления. Крик – самый первый способ социального взаимодействия, который получает человек при рождении. Так он привлекает к себе внимание, требует решения своих проблем. Во взрослой жизни цель повышения голоса остается примерно та же: заставить кого-то что-то сделать. Крик носит манипулятивный характер, но при этом не является ни плохим, ни хорошим: все зависит от конкретной ситуации.
В каких ситуациях люди прибегают к крику? Применений ему масса. Например, начальник, кричащий на подчиненных, мотивирует их этим быстрее выполнять работу. Широкое применение крику находят на телевидении: некоторые передачи намеренно создают напряженную атмосферу, чтобы вызвать больший резонанс. Этот приём работает на гормональном уровне, заставляя зрителей проникнуться проблемой, даже если она изначально была им не интересна.
Выяснение отношений тоже иногда проходит на повышенных тонах. В некоторых случаях крик действительно работает там, где тихая просьба бессильна. Часто причиной крика оказывается убеждение, что иначе собеседник просто не услышит.
Важно понимать, что, когда на человека кричат, он почти перестает понимать речь. Организм расценивает ситуацию как опасную и стремится выйти из нее. Конструктивная беседа на повышенных тонах практически невозможна.
В разумных пределах крик вполне оправдан. К таким ситуациям можно отнести, например, зов о помощи. Хотя громкое поведение и порицается обществом, в случае опасности это — необходимое средство привлечь к себе внимание или спугнуть злоумышленника.
Поддержать нас подпиской на Boosty https://boosty.to/petrakov
Наш канал в Telegram: https://t.me/psyzoom
Группа VK: https://vk.com/club43689992
Канал на Дзен: https://dzen.ru/psyzoom
Новые видео на моем Youtube-канале: https://www.youtube.com/@PetrakovPsy

Как противостоять направленной агрессии?
Эффектно не замечать выпады в свою сторону может человек с хорошо развитым чувством собственного достоинства, но к таким зачастую и не рискуют придираться.
Если же человек уже подвергся нападкам, то стоит для начала понять, какую цель преследует агрессор. В зависимости от ситуации действовать можно по-разному:
1.Если агрессором движет желание запугать жертву, то можно дать ему понять, что он был услышан, а его эмоция замечена. Подойдут фразы «Да, ужас», «Я не виню Вас в том, что Вы злитесь». Не нужно оправдываться или просить прощения – это значит поставить себя в роль жертвы.
2.На попытку человека в грубой манере донести свое мнение можно ответить «Я никогда не задумывался(лась) об этом с такой позиции» или «Спасибо, что обратили на это мое внимание». При этом свои мысли лучше не выражать: цель ответа ведь не в том, чтобы добиться правды, а в погашении агрессии.
3.Иногда достаточно сказать правду. Например: «Мне не нравится, что Вы кричите на меня за то, что я сказал то, что чувствую».
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа «больше не жертва», отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения «взрослые дети — родители, » и еще…
4.В случае с разозленным начальником можно попытаться обратить его эмоциональный накал против него же самого: если усугубить ситуацию, то у человека может случиться нервный срыв с последующей эмоциональной опустошенностью. Если в такой момент подойти с трезвыми рассуждениями, то они будут расценены как помощь и вызовут доверие.
5.В некоторых случаях будет уместно сыграть удивление. Это выбьет почву у хама из-под ног: потенциальная жертва отказалась играть свою роль.
Очень важно подобрать фразу так, чтобы она не казалась уничижительной или саркастичной. Ни тон, ни слова не должны провоцировать агрессора.