Не спрашивайте жертву, почему она не бросает абьюзера. Это бесполезный вопрос. Более того, он вреден, поскольку мешает выявить типичную модель отношений в токсичной семье.

Насилие (эмоциональное или физическое) происходит в три этапа, которые сменяют друг друга, образуя порочный круг. Это объясняет, почему партнер или супруг, подвергающийся унижениям, оскорблениям и жестокому обращению, продолжает терпеть насилие и остается в ситуации, опасной физически и разрушительной для психики.

Первый этап. На этой стадии происходит рост напряжения. Абьюзер испытывает стресс, который может быть связан или не связан с отношениями, например, ссорится с родственниками, переживает неудачи в карьере или финансовые проблемы. Напряжение растет и рано или поздно выплескивается в семье.

Жертва начинает чувствовать беспокойство, которое становится все более заметным. Чтобы случайно не разозлить абьюзера, она ходит на цыпочках и превращается в невидимку, когда видит, что у партнера «проблемы», он злится и недоволен.

Второй этап. Происходит сам инцидент, например, побои или оскорбления. Абьюзер сбрасывает напряжение, причем разными способами: обзывая партнера, используя физическое или сексуальное насилие, ломая и швыряя вещи, контролируя каждый шаг жертвы, например, не позволяя ей видеться с подругами, уходить из дома по вечерам, тратить собственные деньги и т. п. На этой стадии агрессор часто обвиняет жертву в том, что она «вынудила» его сорваться, и утверждает, что она заслуживает подобное обращение и сама во всем виновата.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Alexas_Fotos / Pixabay

Третий этап. После вспышки насилия наступает фаза «медового месяца». Абьюзер чувствует себя виноватым и извиняется за то, что вышел из себя. Он осыпает жертву знаками внимания, дарит дорогие подарки и обещает впредь не позволять себе ничего подобного. Жертва успокаивается, думая, что это был случайный срыв, и ситуация не повторится. К сожалению, это пустые надежды.

Цикл семейного насилия повторяется, а фаза «медового месяца» с каждым разом становится все короче и короче. Жертва продолжает надеяться на лучшее, увязая в отношениях с абьюзером, позволяя ему заходить все дальше и дальше, градус агрессии растет, например, словесные выпады сменяются рукоприкладством.

Поэтому вопрос: «Почему вы это терпите?» нужно задавать не жертве. Спросите агрессора: «Почему вы держите партнера в заложниках при помощи насилия?»

psy-zoom
Поделись: