Многие совершают ошибку, реагируя на враждебное поведение гневом, что злит сердитых людей еще больше. Другие стараются избегать «неприятных» собеседников, оправдываться или защищаться в ответ на вспышку агрессии. Все эти стратегии никуда не годятся и приводят к прямо противоположному результату.

Попробуем разобраться, почему так происходит.

Ошибка первая. Избегание.

Вы уклоняетесь от общения с враждебно настроенными или рассерженными людьми, потому что не хотите вызвать еще больший скандал. Но закрыть глаза на проблему не значит решить ее. Она не исчезнет сама по себе. Кроме того, конфликтные люди злятся еще больше, если чувствуют, что их избегают, поскольку подозревают, что вы скрываете от них нечто важное.

Ошибка вторая. Отзеркаливание.

С вами говорят на повышенных тонах, и вы тоже переходите на крик. Отражение чужих эмоций иногда помогает, но явно не в этом случае. Кроме того, агрессивный манипулятор обязательно использует вашу вспышку ярости, чтобы оправдать собственное поведение («Ты хочешь, чтобы я прислушался к твоим словам, когда ты так со мной обращаешься?»).

Ошибка третья. Защита.

Попытка объяснить разгневанному человеку, что его злость ничем не оправдана, еще больше выводит из себя. Еще бы: ведь вы утверждаете, что он ведет себя как «ненормальный», глупо или неправильно. Разумеется, это не сделает партнера более сговорчивым.

Враждебно настроенные люди испытывают боль. Они злятся, чтобы уничтожить источник боли, а в результате отталкивают окружающих. Поэтому, когда партнер кипит от гнева, нужно обратиться именно к этой эмоции, иначе конструктивного разговора не получится.

Почему гнев не похож на другие эмоции?
Tumisu / Pixabay

Как разговаривать с гневом?

Для этого есть три эффективных инструмента:

Инструмент № 1. Как, а не что. Содержание – это то, о чем вы говорите, а форма определяет, как вы это делаете. Понизьте тон, уберите сарказм, не говорите сердитым или раздраженным голосом. Это уже половина успеха.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Инструмент № 2. Признание эмоции. Чтобы устранить враждебность, ее нужно вынести на обсуждение. Вы можете сказать рассерженному человеку: «Вижу, ты расстроена из-за меня. Мы можем это обсудить?» или «Должно быть, я причиняю тебе боль. Если ты скажешь, что тебя так задело, я постараюсь все исправить».

Инструмент № 3. Не принимайте чужой гнев на свой счет. Враждебное поведение может выглядеть оскорбительно, и у вас, безусловно, возникнет желание защитить себя. Если вам угрожают физически, уходите – и как можно скорее. Если враждебность ограничивается резкими словами, помните, что они отражают боль другого человека, а не вашу. Рассерженный собеседник просто не знает, как выразить свои чувства конструктивным образом. Это не имеет никакого отношения к вам как к личности.

Никто не хочет иметь дело с враждебными и злыми людьми. Мы склонны разорвать отношения или начать войну, которая ни к чему не приведет. Эти инструменты помогут вам сделать общение эффективным.

psy-zoom
Поделись: