Иногда приходится жить с абьюзером. По разным причинам, но бывает, что уйти не получается. И, понятно, что выдержать такую жизнь бывает очень сложно. В такой ситуации вступают в действие различные механизмы психологической защиты. Просто чтобы сделать свою жизнь более сносной.

Что это может вообще быть? Например, стать такой, как требует абьюзер – покорной вещью или идентифицировать себя с ним, становясь похожей на него. А еще можно оправдывать его, винить себя или вообще отрицать производимое им насилие. В общем, на каждого абьюзера у жертвы найдется свой защитный механизм.

Защитные механизмы это здорово, но это всего лишь костыли, способные только временно поддержать жертву. Если использовать их слишком долго, то можно разучиться ходить без них.

Вероятно, наиболее виртуозными защитами в такой ситуации являются сложные конструкции, достаточно универсальные, чтобы их можно было бы предъявлять и абьюзеру и себе и, возможно, своим родственникам или другим близким людям, не способным понять, чего, вообще говоря, жертва делает рядом с этим самым тираном.

Эти конструкции бывают настолько удачно подобранными, что их легко перепутать с настоящей личностью жертвы, так естественно они выглядят.

Почему уйти от абьюзера бывает сложно?

Потому что могут работать различные родительские сценарии, могут быть травмирующие события из прошлого, неудачный опыт серии предыдущих отношений. Это все может приводить к зависимости от этих отношений и практически не оставляет жертве выбора уйти или остаться. К сожалению, это правда, многие жертвы действительно испытывают огромные затруднения при расставании с токсичным партнером. При этом, многие из них вполне отдают, или отдавали ранее, себе отчет в том, что происходящее не является нормальным, или даже совершенно точно таковым не является.

Конечно, возникает конфликт между «так жить нельзя», и «я вынуждена так жить». Постоянно находиться в таком внутреннем конфликте просто невозможно, нужно как-то защититься.

Как это все работает?

Любой адаптационный механизм включает ту или иную манипуляцию с чувствами. Ведь именно чувства могут сделать нашу жизнь невыносимой или радостной, подать сигнал о том, что нам плохо, заставить нас что-то делать.

Рациональная маска не исключение. Она притупляет чувства, некоторые из них может, конечно, оставить, а некоторые загнать так глубоко, что жертва даже не может их использовать. Во всяком случае, какое-то время.

Исключается обычно гнев, а вот такие чувства, как вина, стыд, страх очень даже неплохо себя чувствуют, при условии, что они направлены на себя, в том смысле что «это я во всем виновата». В такой концепции чувства могут действовать очень избирательно. Например, гнев может отсутствовать только применительно к абьюзеру, а вот ко всем остальным действовать как обычно.

Цель маски: удержать жертву рядом с абьюзером. Для этого она не дает жертве соединиться с собой, потому что тогда невыносимость переживаний будет требовать действий, что жертва не может себе позволить.

Такая маска позволяет жертве пройти как бы над своими неприятными, болезненными и невыносимыми чувствами, которые могут быть рядом с абьюзером. В частности, жертва не может себе позволить ненавидеть абьюзера, поэтому просто не позволяет себе это почувствовать.

Что обычно говорит себе, или близким людям носитель или носительница такой маски? Обычно это рассуждения на тему:

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

  • Ну а где гарантия, что следующий будет лучше?
  • Если разобраться, то он не такой уж и плохой
  • Да, он пьет несколько раз в неделю, но он не алкоголик
  • Он только когда выпьет становится агрессивным, а в остальное время он хороший муж и отец
  • Возможно, он все-таки изменится
  • У него нервная работа, если бы не постоянные проблемы на работе, он бы и дома не срывался
  • Когда он в нормальном состоянии, то с ним очень хорошо
  • Я же женщина (или мужчина) и я достаточно сильная (или сильный)
  • Думаю, что я его все-таки люблю
  • Он без меня пропадет, а это неправильно
  • Ну и я не подарок, конечно

В общем, это, конечно, не полный перечень

Периодически маска сползает, и в такие моменты жертва может даже, например, уйти от абьюзера. Будет большой удачей, если у нее получится не вернуться, а постараться пережить этот непростой для себя период, но когда начинается ломка по абьюзеру, рациональная маска играет злую шутку, тут она вовсе не помогает расставанию, а наоборот, толкает жертву обратно в эти отношения, потому что создает иллюзию защищенности, безопасности, даже справедливости происходящего, ведь жертва научилась в этом аду выживать.

Такие маски, замечательные на первый взгляд, тормозят жертву, мешают ей решать важные проблемы, всего лишь делая ее жизнь с абьюзером относительно приемлемой. Иногда можно настолько сжиться с этой маской, что на самом деле начать забывать, каким же ты являешься на самом деле.

Андрей Петраков
Поделись: