“Ежели ты человек — люби человека. А не придумывай мечту какую-то, понимаешь ли, бесплотную, прости господи! Да ещё что за особу сотворит тебе сей чародей, это тебе не вилку сглотнуть!” к/ф “Формула любви”.

Смысл жизни, а, точнее его поиски отдельными представителями человечества очень интересное явление. Что несколько тысяч лет назад, что сейчас этот вопрос продолжает регулярно тревожить людей, иногда лишая их сна и покоя.

Большинству ненужный смысл

При этом, надо сказать, что подавляющему большинству людей на этот самый смысл жизни глубоко наплевать. “Горе – от ума”. К смыслу жизни это выражение подходит как нельзя более кстати. К размышления о смысле в первую очередь склонны люди интеллектуального склада. Да и вообще, если перефразировать Ролло Мэй в его книге «Смысл тревоги» именно представители среднего класса (а в данном случае эти два параметра вполне можно пересечь) страдают склонностями ко всяким психологическими экзерсисам, отражающих их некоторую психологическую неустойчивость. Поиски смысла жизни иногда сопровождаются тяжелыми сомнениями, размышлениями, тревогой и безысходностью. Это, конечно, в крайней форме. Есть, правда, философы, у которых поиски смысла жизни зачастую входят в круг профессиональных интересов. Но они-то как раз нам в данном случае неинтересны. Тем более, что, очевидно, что ничего настолько убедительного, что человечество провозгласило бы своим смыслом они не нашли и не синтезировали.

Смысл и цели

Важно различать смысл жизни и жизненные цели. Смысл жизни относится скорее к разряду философских проблем предназначения человека и человечества в целом. В противовес этому, выполнение определенных задач и возможность соотнесение с результатом нужно рассматривать как способность ставить и исполнять конкретные цели.

Итак, зачем люди ищут смысл своего существования? Для начала надо понимать, что в психологии «просто так» не бывает.

В этом контексте поиск смысла жизни представляется как нечто теоретически имеющее место быть, существующее как данность для человека и рода человеческого. И его для чего-то кому-то надо отыскать. Цели же это то, что находится во власти человеческих возможностей. Цели можно найти, определиться с технической стороной реализации, исполнить, сравнить результат с исходной задачей и радоваться. Или расстраиваться и делать выводы.

Так вот, с точки зрения психологии, в целях нет ничего тревожащего, если конечно эти цели не мешают (или относительно мешают – вроде введения полос для общественного транспорта) комфортному существованию других людей. Наоборот, человек или общество, способное ставить продуктивные цели и добиваться их исполнения заслуживают уважения и, часто, подражания.

Поиски смысла затягивают

Беспокойство вызывают люди, занимающиеся поиском не целей, а глобального смысла своей жизни. Причем, не только своей персональной, а и всего человечества. Поиск смысла жизни подразумевает, что он есть. И возникает естественный вопрос – откуда он собственно взялся? Наиболее четкий ответ на это дает, очевидно, религия. В разных религиях – по-разному. Например, в христианстве смысл существования человека состоит в его приближении к богу посредством Божественной благодати. По словам Серафима Саровского «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». В буддизме конечной целью и смыслом существования человека, в целом, можно считать обретение нирваны – прекращения бытия. И достигается это посредством изучения себя, своего сознания, достижения просветления (инсайтов, если рассматривать наиболее близкие к психологии аналогии). Кроме того, буддизм говорит о том, что смысл человеческого существования состоит в прекращении страдания. При этом источником страданий, в целом справедливо, считаются человеческие желания. К сожалению, в практической жизни современного общества это применимо условно. Наше общество – общество страстей и желания объять всё, включая необъятное. Таким образом, если рассматривать поиски смысла жизни с религиозной точки зрения, то искать тут особо нечего. Цель понятна, техники в общем-то тоже отработаны – молитвы, обряды, посты, медитации и прочее. В общем-то те, кто принял сторону той или иной религии часто находят в этом свой источник вдохновения и идут с ним по жизни, пребывая в относительной гармонии.

Тем не менее, существует достаточно много людей, которые не довольствуются предложенными вариантами, более того, у адептов тех или иных религий и учений периодически случаются “срывы”, когда они в одночасье осознают, что это совсем не то, что они искали и после этого они, как правило, становятся в оппозицию своим прежним постулатам и начинают все по новой. Один мой знакомый после долгих поисков различных смыслов пришел в христианство, окончил Богословский университет, но очень скоро разочаровался в учении и ушел, что называется на “вольные хлеба” бороздить бытие в надежде узреть что-то еще, что ускользнуло от ока Божьего.

Не надо увлекаться

В общем, поиски смысла жизни есть далеко не всегда безобидное развлечение – это есть серьезный вопрос, который занимает достаточно много людей, чтобы считать эту проблему если не массовой, то, по крайней мере, заслуживающей внимания. При этом проблема заключается не в том, что люди что-то ищут, а в том – насколько интенсивно. Убежденный искатель смысла может просто выпадать из общества – не работать, презирать окружающих за суету, жить только в своем выдуманном мире, быть неспособным завести семью и ладить с окружающими, наконец, быть фанатичным сильнее футбольного фаната. Это, конечно, крайние проявления, и не всегда поиск смысла жизни является доминирующим мотивом, но часто сопутствующим в общем потоке фантазий.

А был ли смысл?

Если не принимать во внимание религиозные представления, то, вообще говоря ситуация со смыслом жизни получается так себе. Во всяком случае, величайшие философы и философские учения выступают довольно неубедительно в этом вопросе. Во-первых, есть смысл или нет – неизвестно, во-вторых, в чем он заключается – ну совершенно непонятно. Конечно, каждый серьезный специалист, который занимался этим вопросом приводит свою зрелую концепцию как в подтверждение так и в опровержение всех придуманных теорий, но, само разнообразие вариантов говорит о том, что ничего не найдено. Либо, конечно, мы можем собрать вместе различные мнения по вопросам смысла бытия и получить некий комплексный смысл. Или, мультисмысл. Но это уже полная ерунда. Различные смыслы (точнее – принятие их и жизнь в соответствии с этими разнонаправленными концепциями) могут спокойно уживаться только в одном месте – в голове не очень здорового человека.

Смысл и наша природа

Смысл жизни либо принадлежит человечеству, либо не принадлежит. То есть, он либо является присущем человеческой природе, либо ненавязчиво предложен. Проблема в том, что не является очевидным существование самой человеческой природы. Человеческая природа – вещь совершенно непонятная и не определенная до конца. Это означает, что любой человек может взять и составить свое персональное описание человеческой природы и будет прав. Но если предположить, что человечество живет и действует в рамках своей какой-то человеческой природы, то, собственно. чего еще надо. Иначе говоря, любое действие человека так или иначе ведет его либо к смыслу, либо изначально наполнено этим самым смыслом. И искать его заранее – тратить время впустую.

Вариант, когда смысл ненавязчиво предложен, безусловно интригует. То есть, если не рассматривать религиозные предложения, то смысл получается чем-то таким, к чему человечество и человек должны стремиться. Это означает, что если мы считаем, что смысл не присущ человеку, то у него его нет. Но есть некий смысл существующий отдельно и которого надо зачем-то достигать. И, самое главное, этот смысл неизвестен! Это в общем-то абсурд. Хорошее упражнения для ума и фантазии, но не имеющее практической ценности. Примерно как поиск жизни на Марсе.

[nextpage title=”Следующая страница”]

Человеком не рождаются

Человек изначально появляется на свет практически животным и становится кем-то, что определяется уже существующим обществом. То есть, он продукт свершившегося общественного устройства как бы некоторым людям не хотелось думать иначе. Это означает, что человек строит свои представления о смысле так или иначе в рамках своей человеческой – общественной природы. Более того, он может мыслить исключительно как Человек. Вот, например, если бы бобры могли мыслить и говорить (хотя кто их знает), то, возможно, с их точки зрения человечество существует для того, чтобы уничтожить поголовье бобров. Но мы же не знаем, как мыслят бобры и их сподвижники. То есть, представление об этом есть только наше представление, которое может оказаться очень и очень далеким от реальности.

Таким образом, получается, что у человечества есть несколько источников вдохновения для приобщения к смыслу жизни – это религия и различные учения, это смысл, присущий природе человека – то есть возможность вложить свой собственный смысл и, наконец, некий высший, неопределенный и теоретический смысл непонятно откуда взявшийся но который модно приписывать космическим силам, высшему разуму и прочим генераторам высоких материй.

Так что, искателям смысла есть куда податься. Есть ли смысл, нет ли смысла – науке это неизвестно, да и по большому счету это неважно. Проблема в том, что для некоторых людей это становится настолько важным, что поискам мифического смысла жизни они уделяют слишком времени и это мешает им выстраивать свою общественную жизнь.

Поиски смысла, по сути, являются фантазией

По существу, погружение в поиск жизненного смысла есть фантазия, поскольку назвать это даже околонаучной деятельностью рука не поднимается. Проблема поиска смысла, нерешенная за всю научную историю человечества вряд ли вдруг вот так и разрешится каким-то одиноким искателем.

“- Вона, опять у нашего парня ипохондрия сделалась!

– Пора. Ипохондрия всегда на закате делается.

– Отчего же на закате, Степан Степанович?

– От глупых сомнений, Фимка.

– Вот глядит человек на солнышко и думает: взойдёт оно завтра аль не взойдёт?”

к/ф “Формула любви”

Зачем нам требуется смысл?

Большинство людей с зачатками интеллекта так или иначе сталкивались с этой проблемой. Зачем мы живем? Что ждет нас в конце? Зачем жить, если в конце все равно умирать? Люди живут неправильно… И так далее – это стартовые формулы для погружения в рассуждения, размышления и фантазии о жизненном смысле.

Итак, зачем люди ищут смысл своего существования? Для начала надо понимать, что в психологии «просто так» не бывает. Если кто-то ищет смысл жизни, значит кому-то это зачем-то нужно.

Варианты могут быть различными. Вот например:

Человек боится. Например, смерти. Когда боится — тревожится. Поиск смысла жизни (овладение тайнами жизни, приобщения к ним) помогает приглушить эту тревогу. То есть, в таком случае, наличие смысла может переплетаться с гипотезой о всемогуществе и бессмертии.

Или, например, человек считает себя выше общества. И хорошим тоном в его представлении являются размышления о смысле жизни. Хотя в реальности, чаще все обстоит иначе. Человек скорее не может полностью вписаться в общество и начинаются фантазии, которые подменяют реальную жизнь. Одна из этих (одна из многих) фантазий является фантазия о смысле жизни. Будучи сильно запущенными, эти фантазии усугубляют «отрыв от коллектива» и для нормального функционирования психики от них надо избавляться. В реальности, конечно, все сложнее. Искоренить фантазии простыми упражнениями не сложно. Но проблему это не решит. Вернуться в общество — сложно и требует уже довольно длительной работы.

В поисках смысла человек пытается приблизиться к избранным. В принципе, этот вариант близок к предыдущему, но он хорошо иллюстрирует человека с гордыней. Уходя от общества, в этом случае человек движется в сторону своего обожествления, но при этом не приходит в религию, а фантазирует о своем предназначении, своей мистической силе, возвышении. Как вариант, это может быть построено на человекобоязни – антропофобии (например, человек боится соперничества, причинения ему вреда окружающими), короче, испытывает страхи, фобии, а фантазия величия помогает скомпенсировать страх, возводя что-то вроде преграды между реальностью и вымышленным миром, который является безопасным, поскольку только в нем человек властвует безраздельно.

Такие фантазии бывают у многих, это нормально. Главное, чтобы фантазии не перерастали в образ жизни – именно тогда начинаются проблемы, связанные в первую очередь с дезадаптацией в реальном человеческом обществе.

Нет смысла – нет жизни

Искание смысла по сути дела подразумевает то, что в отсутствии такового жизни не то, чтобы нет, но то, что настоящая жизнь еще не начиналась (это, конечно, относится не только к смысловым поискам). Человек таким образом как бы ищет повод чтобы жить, но ухватить его «за хвост» никак не удается. При этом, психологически адаптированному в о реальности человеку не требуется повода чтобы жить – он просто живет согласно этому факту.

“— Сходил бы искупался или окуньков бы половил.
— Что вы говорите такое, тетушка! Река жизни утекает в вечность, при чем тут окуньки?” к/ф “Формула любви

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Парадокс счастья

По большому счету, мы получаем до некоторой степени парадоксальную ситуацию. Чтобы стать значительнее, снять тревогу, побороть страхи, обрести счастье, человек пытается отделиться от общества, стать выше его, мечтая владеть высшим смыслом (как вариант) и как Прометей дать его людям. Беда в том, что печень не отрастает, а путь тернист. Так вот, парадокс заключается собственно в том, что все эти вещи сами собой обретаются в том случае, когда человек признает себя таким же членом общества, как и все остальные. Быть как все – не означает стать серым безликим туманом – это значит обрести опору и уверенность, счастье и еще много таких желанных бонусов бытия среди людей. Признание того, что наша жизнь есть жизнь среди людей и что ты один из многих позволяет двигаться дальше и развиваться. Это – путь, потеря общества – скорее нервные подпрыгивания на месте.

На практике – все сложно

На практике, как обычно, все сложнее. Даже осознав, что увлечение тайнами мироздания не есть необходимый атрибут высокоорганизованного разума человек вряд ли сможет легко прервать эти игры собственного подсознания. Более того, вероятность самостоятельного возвращения к плодотворной общественной жизни довольна невысока. Можно пережить много инсайтов относительно своей жизни, но редко кому удается вычленить действительно основные причины, запустившие в итоге всю цепочку этого фэнтези, которое человек считал своей настоящей жизнью. Пока не удастся протянуть мостки из фантазий в реальность, успех вряд ли будет достигнут – собственное подсознание работает лучше американской программы защиты свидетелей. Поэтому есть смысл воспользоваться помощью психолога – это быстрее и, в конечном счете дешевле, особенно в пересчете на годы, которые можно потратить, повторяя сценарий битвы с ветряными мельницами.

В общем, итоговым результатом победы сил разума можно считать прекращение мучительных поисков смысла и обретение реальных жизненных целей и способов их достижения.

Андрей Петраков
Поделись: