Люди, как известно есть существа общественные. Причем, до такой степени, что вне общества человек выживает с трудом. Дети-маугли, которых судьба оторвала от людей в ранний детский период могут быть названы людьми либо после длительной реабилитации, либо вообще никогда. Человек, по тем или иным причинам лишившийся общества в более зрелом возрасте очень тяжело переживает это — возможно всепоглощающее чувство одиночества, отчаяние, бессилие, апатия, депрессия, суицидальные мысли и прочие разрушительные для общественного организма явления.

Вне общества

Исключением можно считать добровольных отшельников — уходящих от общества в поисках скрытых смыслов и откровений. К сожалению, открытые ими истины часто остаются недоступны другим людям — нашедшие истину, или то, что они посчитали за таковую не всегда готовы делиться ею с другими людьми. С другой стороны, надо понимать, что и делиться-то нет смысла. Многие вещи можно постичь исключительно самостоятельно и на добровольной основе, а заниматься ли глубоким самопознанием или нет — решает каждый за себя.

Правила = блага

Современный человек, живущий в обществе получает от общество практически все, что ему требуется, при условии, что он соблюдает (в действительности, или же хотя бы внешне) нормы и правила, принятые в этом обществе. Например, человек цивилизованного общества получает деньги, власть, различные материальные блага.

Общественные ценности

Рассматривая ценности и современного общества и стремления людей, живущих и работающих в нем мы неминуемо впадаем в некоторое противоречие. Прежде чем понять, что это за противоречие, давайте посмотрим, какие ценности в современном обществе присутствуют (не по порядку значимости):

  • свобода
  • патриотизм
  • семья
  • деньги (и сопутствующие им блага)
  • религия
  • работа
  • общение
  • участие в жизни государства
  • сила
  • стремление к успеху
  • власть

Общественные установки

В принципе, вполне нормальные, «рабочие» ценности и они укладываются во вполне разумные, проверенные общественные установки. Под общественными установками будем понимать те неформальные нормы и правила, принятые в обществе. Их довольно много, вот некоторые из них, существенные для последующего материала:

  • Надо помогать ближнему
  • Нужно быть честным
  • Надо оставаться в рамках общества
  • Надо быть человеком нравственным
  • Надо слушаться родителей
  • Надо активно участвовать в жизни общества
  • Надо уважать мнение других людей
  • Твоя свобода ограничивается потребностями других людей
  • Надо чтить и уважать законы, и, естественно, не преступать их
  • Надо быть толерантным

Как вы обратили внимание, все установки содержат утверждения типа «надо» или «нужно». Это действительно то, на чем держится общество — можно считать, что это современные заповеди, в действительности имеющих много общего с заповедями Моисеевыми. В общем-то понятно, некоторые ценности вроде бы и не должны меняться.
Но вот проблема. Не все так замечательно. Много хороших ценностей и ценных установок. Но во многих из них заключено немало скрытых противоречий. Хотя противоречия есть всегда, весь вопрос в силе и их направленности. И, получается, что многие из них обострены до предела и, фактически, начинают раздирать общество на части, не предлагая при этом ничего взамен.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Свобода относительна

Вот, например, свобода. Что за свобода такая? Что это вообще?
А это важное  понятие в нашем списке. Ну, вот, например: свобода выражать свои мысли, свобода передвижения, наконец, свобода жить так, как считаешь нужным, принимая во внимание заповедь о том, что твоя свобода заканчивается там, где возникают потребности других людей. Но так не получается. Остается открытым вопрос регулировки понятий «хорошо» — «плохо». Общество, декларирующее основным своим принципом свободу, вынуждено постепенно от декларации переходить к реализации этого принципа (или же наоборот  – но какая это уже тогда свобода?). Иначе говоря, сейчас мы имеем момент весьма динамичного движения принципов, на которых держится общество, его устоев, что возможно в условиях свободы, выступающей в данном случае как первооснова. Динамичность очень важна и часто происходит в рамках одного-двух поколений. Это очень быстро и означает, что люди просто не успевают приспосабливаться часто получая сигналы, противоречащие тем, которые у них успели сформироваться. Если переводить это на язык психоанализа и сходных с ним направлений, то получается, что суперэго, имеющееся в человеке в какой-то момент не получает подтверждения из вне и начинается разброд и шатание, выражающееся в потере моральных ориентиров, неопределенности, поиске новых, более стабильных ценностей, которые категорически нужны человеку, чтобы жить в согласии с самим собой. Если коротко, то это выглядит примерно таким образом: суперэго — это набор моральных принципов и правил поведения в обществе, которые делают наше поведение общественно приемлемым и сдерживают напряжения в нашем подсознании (Ид), которые регулярно требуют выхода и могут быть в том числе и весьма разрушительными — иначе говоря это наши необузданные желания, которые сдерживаются моральными установками.

Новые идолы

И, на самом деле, расшатывание моральных устоев помноженное на квадрат государственного цинизма (что верно для России особенно) ведет к тому, что оказывается проще и выгоднее фактически если уж не отказаться от всех этих устоев, то отодвинуть их подальше, оставив лишь видимость. Новый идол? Он есть. И он называется успех. В принципе, в стремлении к успеху нет ничего необычного, нового и уже тем более предосудительного. Вопрос в том, как он был достигнут. Вернее, с каким набором моральных качеств. И, если немного подумать над этим вопросом, то похоже, что и никаких. Фактически, уже какое-то время правят бал не моральные, а корпоративные ценности. Вернее даже не ценности, а правила. Точно также, как в обществе начинает править голый закон, при этом не поддерживаемый человеком, а вынужденным соглашаться с ним. В итоге, мы получаем общество, которое мечется между сохранением различных форм морали и стремлением ее отринуть, поскольку иначе ты будешь лузером. Например, одна из самых популярных отраслей в нашей экономике — это госслужба. Но ведь было бы наивным полагать, что люди стремятся именно туда, чтобы работать за «обычную» зарплату. Это ли не показатель.

Равный брак

Женщины, да и мужчины все чаще предпочитают выбирать себе партнеров по принципу обеспеченности. В принципе, понятно, — зачем взваливать на себя материальные проблемы другой половины? Вопрос только — когда остановиться, и выделяется ли данный фактор как основной, и насколько существенными оказываются традиционные ценности. В общем, в этих вопросах важна золотая середина, равновесие. Перекашивание в ту или иную сторону приводит к появлению неполноценного человека, тормозящегося в своем развитии. С третьей стороны, пока мы не можем дать однозначного определения человека кроме как с биологической точки зрения и пока человек находится в развитии, получается, что мы не можем на основе прошлого опыта полностью сформулировать полезность тех или иных изменений и как они отразятся на конкретном человеке и обществе в целом. Хотя, опять же, история развития человечества демонстрирует нам в этом отношении постоянное движение по синусоиде и неспособность удерживаться в какой-то равновесной точке. Особенно это заметно в последние пару веков.

Андрей Петраков
Поделись: