Мы часто загружаем себя на полную – берем множество заданий, заполняем расписание встречами, работаем на выходных, – но больше еще не значит лучше.

Казалось бы, все мы заняты только важными делами. Потому что, ну, как можно не ответить коллегам в мессенджере или не посетить совещание? Мы не замечаем, как усталость от принятия решений вынуждает нас соглашаться на лишнюю работу. Как в стремлении к успеху, мы постоянно распыляем внимание на множество дел и зря тратим свою энергию. А как следствие – не реализуем себя по максимуму.

Страшная правда: если вы сами не определите приоритеты в своей жизни – кто-то сделает это за вас. А, чтобы определить, что для вас действительно важно, нужно освободить свою жизнь от мусора неважных дел. Помочь в этом может эссенциализм.

Что такое эссенциализм?

Эссенциализм – это искусство определять приоритеты. Лучше всего его описывает выражение «меньше, но лучше». Именно этим и отличается подход эссенциалистов, которые занимаются только важными делами, благодаря чему достигают существенных результатов в конкретной сфере.

Чтобы начать жить по принципам эссенциализма, прежде всего, необходимо преодолеть свои предубеждения, которые, словно мифические сирены, одинаково опасны и соблазнительны: «Я должен», «Важно все» и «Я могу сделать и то, и другое».

Как определить, что для вас важно

Чтобы правильно определить свои приоритеты, нужно постоянно исследовать и обдумывать множество возможностей, чтобы в конечном итоге выбрать для себя действительно важные и сосредоточиться на них.

Найдите время для себя – для размышлений, медитаций, чтения. Например, хотя бы 20 минут утром читайте классическую литературу. А вот Билл Гейтс еще с 1980-х годов регулярно выделяет себе неделю подальше от всех и в первую очередь от работы – для вдохновения и новых мыслей.

Оцените самое важное. Чаще включайте «внутреннего журналиста», который внимательно смотрит на мир и определяет сущность явлений. Для этого заведите журнал событий, в котором отмечайте не ежедневные дела, а важные изменения в жизни.

Играйте. Игры активизируют мозг, уменьшают стресс, заставляют нас исследовать и увеличивают количество доступных возможностей. Например, бывший гендиректор Twitter Дик Костоло учредил в компании кружок импровизации, поскольку импровизация подталкивает людей думать шире, гибче и креативнее.
Спите достаточно. Сон улучшает нашу креативность и производительность. Высыпаться – значит беречь свои активы и работать эффективнее. В офисах Google даже есть специальные кабинки для сна.

Чтобы выбрать правильную из всех имеющихся возможностей, стоит придерживаться принципа «100% или никак». Чтобы не тратить время на лишние дела, нужно сформировать жесткие «идеальные» критерии, которым они должны отвечать. Чаще всего придется отсекать 90% возможностей, но 10% лучших того стоят.

Как избавиться от всего неважного

Неэссенциалисты соглашаются на все подряд, поскольку им неудобно перед другими, и они не выдерживают социального давления. Они соглашаются автоматически, не думая, часто – во имя удовольствия от чужого удовлетворения. Но настоящие эссенциалисты знают, что после волны удовольствия начинается острая боль сожаления. Поэтому один из важнейших навыков успешного специалиста – вовремя и правильно говорить «нет».

Несколько советов, как отказывать правильно

Не ассоциируйте личные отношения с отказом. Не стоит принимать свой отказ, как пренебрежение к другому человеку. Это ваш личный выбор и взвешенное решение, а не обида.

Правильно формулируйте отказ. Не всегда нужно говорить «Нет» напрямую, можно использовать и альтернативные варианты: молчание, «Нет, но», «Одну минутку, я загляну в календарь и отвечу», автоответчик электронной почты, который предупреждает, что вы заняты, отказ с юмором, перенаправление другому исполнителю. А если вам нужно отказать руководителю, то спросите, что именно убрать из предыдущих приоритетов, чтобы успеть выполнить новое задание.
Представьте себе компромисс. Успеть все невозможно, но и сказать «нет» без основания бывает сложно. Подумайте, от чего придется отказаться ради еще одного «полезного» задания – тогда сказать «нет» станет намного проще.

Отказывайте четко и однозначно. Неоднозначное «Я попробую» может стать настоящей проблемой. После такой фразы отказать намного сложнее, да и впечатление от вас у человека будет хуже. Чаще всего четкий отказ – самый лучший вариант.

Помните: отказ – это выбор между уважением и популярностью. Будут ли вас уважать как специалиста, который дорожит своим временем и опытом, если вы будете браться за все подряд на чужих условиях? Однажды Пол Рэнд отказал Стиву Джобсу «набросать» несколько вариантов логотипа для компании Next. Этим он заставил Джобса уважать свое время, а затем с успехом выполнил проект на своих условиях. Не нужно стараться нравиться всем, поскольку в глобальных масштабах уважение намного ценнее популярности.

Как не поддаться давлению обязательств, вынуждающих тратить время на пустяки

Не бойтесь бросать провальные проекты. Если вам страшно оставить дело, в которое вложено много усилий (даже если это безнадежный и деструктивный проект), попробуйте услышать мнение нейтральной стороны.

Перестаньте случайно брать на себя ответственность. Для этого нужно приучить себя помолчать перед ответом. За несколько секунд молчания можно обдумать ситуацию и сделать сознательный выбор.

Забудьте о страхе что-то пропустить. Создайте сценарий, в котором вы перестали делать бессодержательную работу (например, ежедневный отчет, который никто не читает), и проверьте, как окружающие отреагируют на отсутствие этой работы.

Как реализовать эссенциализм на практике

Определите конкретные показатели для желаемого результата. Например, отправить 15 страниц отчета клиенту в четверг – достаточно реальная и правильно сформулированная цель.

Определите «слабое звено». Нужно понять, что или кто мешает вам достичь цели. Иногда, даже в целом производительные действия мешают получить нужный результат.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Уберите препятствие. Например, если перфекционист хочет отправить отчет вовремя, ему придется придерживаться принципа «выполнено лучше идеального». А если проблема в людях, которые не спешат выполнять своих обязанностей, то вместо постоянных напоминаний можно спросить, что мешает им выполнить свою работу, и помочь решить проблему.

Не пренебрегайте силой маленьких побед. В делах, которые действительно имеют значение, нужно начинать с простого. Если сразу взять на себя слишком много, можно «сгореть», тогда, как маленькие успехи формируют инерцию для новых дел. Маленькие победы мотивируют и создают впечатление прогресса. Именно из них потом «вырастают» большие результаты.

Эссенциализма нельзя достичь за один раз – это ежедневная практика отделения значимого от лишнего. Возможно, это не рецепт стопроцентного счастья, но это точно возможность делать более сознательный выбор и сосредотачиваться на том, что действительно имеет для вас значение.

psy-zoom
Поделись: