1. Проекция неуверенности.
Что происходит, когда родители проецируют собственную неуверенность на ребенка, в бессознательной или даже сознательной попытке манипулировать им?
12-летний Артем приходит домой после первой футбольной тренировки. Ему понравилась игра, тренер и товарищи по команде. Отец спрашивает сына, как все прошло. Артем в восторге:
– Папа, было так здорово! Тренер сказал, что я могу стать отличным нападающим!
Отец отвечает:
– Может, и так, но тебе придется много тренироваться, если хочешь остаться в команде. Ты не вышел ростом, да и слабоват, тебя просто растопчут на поле!
Отец знает, как важно быть сильным, чтобы хорошо играть в футбол. Возможно, в свое время его исключили из школьной команды, потому что он был гораздо слабее сверстников. И папа, успешный в карьере и отношениях, до сих пор не смирился с чувством, что оказался недостаточно хорош. Хотя отец прав в том, что мускулы помогут сыну добиться успеха в спорте, он не услышал сообщение, которое пытался передать Артем. Вместо того чтобы отразить его радость и волнение: «Вау, звучит круто, здорово, что тебе нравится футбол!», он заставляет сына сомневаться в себе.
Намерения отца могут быть благими, например, обеспечить безопасность ребенка или оградить его от негативных переживаний, которые когда-то испытал он сам. Но папа не может настроиться на одну волну с сыном из-за собственной неуверенности.
2. Подрыв авторитета.
Родители могут вольно или невольно подрывать авторитет учителей или других воспитателей в глазах ребенка.
Мама забирает маленькую дочь после выходных, проведенных в доме бабушки и дедушки, и небрежно интересуется: «А дедушка, как всегда, смотрел телевизор?». Возможно, мама считает поведение дедушки неправильным и не считает его хорошим примером для подражания.
Но если девочка провела чудесные выходные, сидя на коленях у дедушки, пока они смотрели мультфильмы, замечание матери, возможно, направленное на то, чтобы донести до ребенка, что просмотр телевизора весь день не является здоровым времяпрепровождением, вызвало у ребенка внутреннее смятение. Девочка всегда любила ездить к бабушке с дедушкой, но теперь она задается вопросом: почему ей не должно нравиться проводить с ними время?
В этом случае мама манипулирует дочерью, заставляя ее смотреть на бабушку с дедушкой ее глазами.
3. Угроза социальной изоляции.
Родители используют принудительное социальное отчуждение в качестве крайней меры, когда чувствуют, что другие способы не принесли желаемый эффект, особенно в отношении подростков.
Контролирующая мать заявляет: «Я велела тебе вернуться домой в 10 вечера, а сейчас уже 11! Ты не пойдешь гулять завтра, я уже устала от твоих выходок! Я приучу тебя возвращаться вовремя!».
Нет никаких сомнений в том, что подросток в этом примере заслуживает санкций. Но манипулирующий родитель выбирает способ, которым он старается причинить ребенку боль, навязывая ему социальную изоляцию.
Если вы хотите взаимодействовать с ребенком искренне, не используя манипулятивные тактики, всегда задавайте себе три вопроса:
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…
• Почему я говорю это?
• Поможет ли это моему ребенку стать взрослым, которым я буду гордиться?
• Возможно ли, что я имею в виду одно, а ребенок слышит в моих словах совсем другое?
- Не лень, а стратегия выживания: 2 типа прокрастинации и как с ними бороться? - 3 мая, 2024
- Пять приобретенных привычек женщины после потери собственного достоинства - 18 апреля, 2024
- Как восстановиться после абьюзивных отношений? - 15 апреля, 2024