Будьте готовы получить удар, за которым последует недоуменное: «А что такого? Я просто сказал (а)».
Мария болтала с братом, когда тот язвительно заметил: «Тебе не кажется, что ты должна больше заботиться о родителях? Ты такая эгоистка!».
— Я делаю все, что могу, — вспыхнула Мария. — Не дави на меня.
— Я просто сказал, — ответил брат, пожав плечами.
Ольга пришла на работу в новом платье, и одна из коллег немедленно раскритиковала его: «Это самый жуткий наряд, который я на тебе видела! Такое сейчас никто не носит!». Когда Ольга вспыхнула от обиды, коллега хмыкнула: «Зачем обижаться? Я просто высказала, что думаю».
Манипуляторы используют фразу: «Я просто сказал (а)» после того, как сделали язвительный или оскорбительный комментарий, чтобы снять с себя ответственность. Агрессор перекладывает вину на слушателя, обвиняя его в чрезмерной и необоснованной реакции. Манипулятор надеется, что примирительная фраза «Я просто говорю, что думаю» волшебным образом нейтрализует и его негативные намерения, и разрушительный эффект.
Поддержать нас подпиской на Boosty https://boosty.to/petrakov
Наш канал в Telegram: https://t.me/psyzoom
Группа VK: https://vk.com/club43689992
Канал на Дзен: https://dzen.ru/psyzoom
Новые видео на моем Youtube-канале: https://www.youtube.com/@PetrakovPsy
С этой же целью используется отговорка: «Я просто пошутил (а)», чтобы избежать конфликта, когда враждебный выпад вызывает негативную реакцию – слезы, обиды или ответную агрессию.
Во всех случаях подобные фразы являются частью пассивно-агрессивной стратегии, когда гнев выражается, но не явно, маскируясь под невинное замечание или шутку. Агрессор обвиняет жертву в том, что она «слишком чувствительна», и даже высмеивает за то, что та злится или обижается.
Если вы сами склонны «шутить» подобным образом, вольно или невольно причиняя другим боль, подумайте, что скрывается за этой манерой поведения. Какую подсознательную обиду вы прячете, боясь, что она станет очевидной, и маскируете под: «Я просто сказал(а)» или «Я всего лишь пошутил(а)»?

Хотите исправиться? Начните со следующих шагов:
• Не считайте реакцию другого человека чрезмерно сильной или неоправданно острой;
• Не защищайтесь и не пытайтесь доказать свою правоту;
• Признайте, что причинили боль партнеру;
• Извинитесь за то, что сделали обидный или оскорбительный комментарий. Учтите, что сказать: «Мне жаль, что ты обиделась», — это фальшивое извинение. Оно не решает проблему и говорит лишь о вашем нежелании взять на себя ответственность.
• Подумайте, какие скрытые в подсознании обиды вы затаили на человека, которого дразните?
Как реагировать на подобные выпады, если вы сами стали их мишенью?
Ваша задача – прояснить агрессивные мотивы. Вы можете сказать:
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа «больше не жертва», отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения «взрослые дети — родители, » и еще…
• «Я знаю, что ты обидел меня, думая, что шутишь, но это не делает твои слова менее оскорбительными»;
• «Я не уверен, что ты понимаешь, как воспринимаются твои слова. Меня они ранят (обижают, оскорбляют, задевают мои чувства и т. п.)».
И, наконец, универсальное: «Спасибо за ваше мнение, я приму его к сведению».