В этой жизни не всем повезло. Эта статья не для тех, кто имеет своё собственное дело, неважно, что это — семейный бизнес или собственная компания. Это рекомендации для тех, у кого есть начальники. Или начальницы, это не важно.

Подавляющее большинство людей работает в коллективах: в государственных учреждениях и частных фирмах, на производствах и в магазинах, в школах и больницах. И у каждого из них над головой — целая пирамида из начальников.

Какие бывают начальники?

Руководство может быть разным. Нечасто оно абсолютно адекватно, ещё реже — доброжелательно. При выборе места работы, неплохо определить, к какому типу начальников относится будущий руководитель, чтобы понять, как с ним общаться при решении разнообразных проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности. Самые значимые различия прослеживаются в интеллектуальных возможностях и эмоциональных особенностях характера руководителя.

Один из принципов, по которому можно разделить представителей руководящего состава, это деление начальников на умных и наоборот.

Признаки, которые указывают на то, что начальник умный:

1. Начальник знает дело, которое он возглавляет. Он выполняет свои обязанности в полном объёме, знает работу каждого из подчинённых. При общении по рабочим вопросам, это быстро выясняется.

2. Руководитель умеет правильно организовать и проконтролировать рабочий процесс, когда каждый занят своим делом. Этими сведениями охотно делятся коллеги по работе.

3. Начальник бережно относится к кадрам, поощряя и поддерживая наиболее ценных для дела людей. Понять и оценить это можно только при длительной работе в коллективе.

4. При наличии должных аргументов со стороны работника, руководитель способен пойти на компромиссное решение проблемы.

Противоположная ситуация менее желательна, но встречается нередко.

Признаки, которые указывают на то, что начальник не умный:

1. Начальник не слишком компетентен в той сфере, в которой руководит, мало интересуется что, как и зачем делают его подчинённые.

2. Страдает организация работ, нагрузка на работников неравномерна и нелогична. Например, чем лучше справляется с работой человек, тем больше ему вменяется обязанностей.

3. Руководитель ценит в подчинённых не высокую результативность их усилий, а подхалимство, любовь к распространению слухов и другие подобные качества.

4. Несмотря на необходимость решения проблем, невозможно достигнуть компромисса, так как претворяется принцип про начальника и глупого подчинённого.

Кроме деления начальников по интеллектуальному принципу, важно обозначить отличительные особенности различных особенностей характера, диктующих стиль поведения руководителя. Спокойные, уравновешенные и эмоционально адекватные представители руководящего звена в этой классификации не представлены.

Восемь примеров эмоционального насилия, которые используют токсичные начальники
RyanMcGuire / Pixabay

Виды руководителей по эмоциональному принципу.

1. Равнодушный, холодный тип начальника. К такому лучше не обращаться с вопросами и просьбами, ему безразличны чужие проблемы. Решать их придётся собственными силами. Конечный результат совместного труда может быть неплохим, при условии, что работники у этого руководителя добросовестные и трудолюбивые.

2. Начальник, реализующий, в основном, свои привилегии. Обычно этот человек общительный, жизнерадостный, но рабочие проблемы его волнуют мало.

3. Бесхребетный тип начальника. Он не имеет своего мнения или не умеет его отстаивать. Результаты его работы плачевны, перспективы сомнительны.

4. Неуравновешенный тип начальника. Часто это человек настроения, не желающий держать себя в руках. Результат общения с таким руководителем зависит от многих условий.

Частные случаи решения проблем общения с начальником.

В каждом конкретном случае необходимо выбрать определённый стиль поведения, который поможет добиться правильного результата. Несложные приёмы помогут построить общение, например, с начальником-деспотом. Сложность решения этой проблемы в том, что для такого человека нет авторитетов и не существует правил поведения, но при этом данный руководитель может быть грамотным и компетентным специалистом.

Психологические приёмы общения с начальником-деспотом.

1. Если начальник хорошо знает своё дело, необходимо чаще задавать вопросы, показывать свою заинтересованность. Главное, постараться выбирать для этого правильные моменты.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

2. Два направления не оставят руководителя равнодушным — это идеи о том, как лучше, быстрее, качественнее сделать определённый объём работы, и предложения, в чём можно проявить экономию.

3. Если настал день, когда начальник жаждет устроить разбор полётов, и у него есть причины для этого, необходимо явиться на эту встречу и не отклоняться от такой линии поведения: согласиться со всеми претензиями и пообещать все исправить. Очень важно, в конце беседы, задать неглупый и уместный вопрос, или попросить совета. Это поможет вернуться к равноправному общению.

Если никакие усилия по налаживанию отношений с начальством не приносят нужного результата, то необходимо искать другие пути решения этих проблем. Можно, например, поменять место работы, или профессию. Никогда не поздно начать что-то заново.

psy-zoom
Поделись: