Мотивация в изучении иностранного языка – одно из определяющих условий успеха. Она не менее важна, чем усидчивость и упорство ученика, правильный материал и хороший преподаватель. Но как ее можно повысить?

Для начала рассмотрим, что же означает понятие «мотивация». Согласно толковому словарю, это побудительная сила, заставляющая человека совершать действовать. При этом мотивация бывает двух разновидностей – внешняя и внутренняя. Внешняя – это нечто действующее на нас в качестве «кнута» или «пряника». Мы можем получить какие-либо очевидные выгоды от упорных занятий иностранным языком: добиться повышения по службе, выйти замуж за иностранца, сдать международный экзамен или стать более конкурентоспособным на рынке труда. «Пряник» заставляет учить спряжения глаголов, даже стоя в пробке в набитом битком автобусе.

Или же мы понимаем, что если не будем заниматься, то не сможем эмигрировать, свободно путешествовать, помочь ребенку выполнить домашнюю работу. Словом, наши планы не станут реальностью – это отрицательная мотивация с помощью «кнута».

Как уже было упомянуто, помимо внешней мотивации с ее кнутами и пряниками есть еще и мотивация внутренняя. Это – желание учить язык, «просто потому, что хочется». Оно имеет под собой эмоциональную основу. Когда нет вдохновения и желания учить язык, внешняя мотивация во многом теряет свою силу. Сколько ни думай о повышении, но если китайский или польский не вдохновляет, учить его придется долго и с трудом. Как говорят, «насильно мил не будешь».

В идеальном варианте сочетаются оба типа мотивации.

Иногда говорят о вреде мотивации «от негативного», так как этот вид может отбить желание заниматься языком в принципе. Но здесь можно поспорить. Взрослый человек должен хорошо понимать последствия своих действий (или бездействия). Сегодня не сделал заданные упражнения, завтра не подготовил пересказ текста; в итоге изучение иностранного, а вместе с ним и карьерный рост затягивается на годы. «Кнут» не менее полезен, чем «пряник» – поэтому не стоит им пренебрегать.

Рассмотрим несколько способов, которые позволяют повысить мотивацию к изучению иностранных языков

BiljaST / Pixabay

Найти хорошую цель

Для начала нужно очертить границы желаемого – например, за полгода перейти с уровня А1 до В1. Затем нужно разбить эту глобальную цель на более удобоваримые подзадачи. К примеру, в понедельник сделать два упражнения из учебника, во вторник – заняться аудированием и подготовить ответы на вопросы к тексту. Ключ к успеху заключается в подробном описании стоящих перед вами небольших задач. Именно из таких маленьких дел и состоит дорога к свободному владению языком.

Связать интересующую вас сферу с изучением иностранного языка

Это позволяет повысить внутреннюю мотивацию. Если вы без ума от химии, бухгалтерии или разведения черепах – начните читать адаптированные статьи в этих областях. Затем можно перейти на профессиональную литературу и чтение статей в Интернете. Если нравится определенное направление в музыке – слушайте песни с полезной лексикой. А для тех, кто старается держать себя в форме, пара подкастов помогут преодолеть дистанцию на беговой дорожке с двойной пользой.

Принимать свои ошибки

Есть японская пословица, хорошо отражающая суть процесса изучения иностранного языка: «Упав семь раз, на восьмой поднимись». Изучение языка – это процесс, который в своей основе завязан на ошибках. Люди принимаются за занятия, полные мотивации и энтузиазма. Надолго этого «топлива», как правило, не хватает – все потому, что уже на первых уроках неизбежно приходится сталкиваться с ошибками.

Но допускать промахи, в особенности, для студента-новичка – абсолютно нормально. Изучающим язык кажется, что ошибки свидетельствуют об их уровне интеллекта. Но это в корне неверное представление – и кроме того, оно никак не способствует повышению мотивации. Что нужно сделать, так это всей душой полюбить свои ошибки. Ведь именно они позволяют приблизиться к высокому уровню владения языком.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Найти подходящий стиль изучения

Здесь все просто. Чтобы сделать процесс обучения легким и интересным, нужно отыскать индивидуальный стиль работы, который вам подойдет. Нет никакого толку в флеш-карточках, если сама их идея вам не по душе. Если не нравится читать – замените книги аудиокнигами и так далее. Главное – не зацикливаться на модных тенденциях в мире обучения языкам, а выбирать тот путь, который ближе и приятнее.

Серия проектов

Рассматривать процесс изучения иностранного языка как «серию проектов». Определите для себя такие небольшие «проекты», которые будут соответствовать вашим личным целям в обучении языку. Например, в этом месяце основной целью будет просмотр фильма «День сурка» на иностранном языке. В следующем – прочтение первого тома «Гарри Поттера» и так далее.

Если придерживаться описанных советов, изучение языка из скучной рутины превратится в увлекательный путь. Со временем вы сможете найти и собственные способы, которые будут придавать сил и желания достигать на этом поприще новых высот.

psy-zoom
Поделись: