Есть такие люди про которых говорят: «он безотказный, попроси он все сделает». Казалось бы что в этом плохого, человек помогает другим людям, это же хорошо, он добрый, бескорыстный, отзывчивый. Только со временем помощь такого человека воспринимается как само собой разумеющееся и даже если он в конце концов откажет, его не воспримут всерьез и будут уговаривать и призывать к совести.
Есть ли выгода
Опять одолжил денег, хотя самому едва хватает до зарплаты, или согласился встретить друга из аэропорта, хотя сам планировал сходить на свидание и т. п. Знакомая ситуация? Наверное каждый человек проходит через нее в своей жизни. Дело не в том помогает ли человек или отказывает, а в том как при этом он себя ощущает, как это сказывается на его делах. Если человек не может отказать и соглашается помочь при этом чувствуя дискомфорт, потому что у него есть и свои дела или он просто не хочет помочь другому, то здесь уже кроется проблема, которую нужно решать.
Так почему же человек не может отказать и раз за разом соглашается помочь. Если подобное происходит, значит человек извлекает какую-то выгоду из этих ситуаций. Какая это может быть выгода:
- чувство важности и нужности
- стремление быть удобным, хорошим
Загружая себя решением чужих проблем, человек действительно может чувствовать себя очень важным и нужным. Только это очень субъективное восприятие ситуации, а в реальности может оказаться что человека просто используют.
Так ли важно быть для всех хорошим и удобным в ущерб себе? Оценят ли это окружающие? На самом деле никто этого не оценит, потому что людям, по большому счету, нет дела до других людей, все люди эгоисты и думают только о своей выгоде. А стремление всем угодить будет разрушать личность самого человека. Чем быстрее человек поймет что всем угодить невозможно, тем быстрее он начнет жить для себя.
Детство как источник формирования безотказности
Да, именно в детстве людей обучают быть безотказными. Как это происходит? Очень просто, родители мечтают о послушном ребенке, которым легко управлять и они всеми силами ломают психику ребенку. В итоге они получают то, что хотели: послушный, удобный, всегда готовый помочь, безотказный ребенок. А то что такой ребенок живет чужими желаниями, потому своих у него нет никого не волнует.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…
Вот несколько примеров, как родители формируют безотказность в ребенке:
- хорошие дети делают так-то…
- я люблю послушных детей, когда ты не послушный я тебя не люблю
- надо делиться своими игрушками, дай поиграть мальчику (девочке), не жадничай
- ты должен это сделать, потому что я так сказала
Как научиться отказывать
Чтобы научиться говорить нет, нужно овладеть следующими навыками:
- научиться слушать себя, свои желания
- научиться выстраивать свои личные границы
- реально оценивать свои возможности
- ценить свое время и уметь им распоряжаться
Умение отказывать характеризует уверенного в себе человека, который принимает себя таким какой он есть. Такой человек знает чего он хочет, что он может и мнение окружающих для него ничего не значит.
- Не лень, а стратегия выживания: 2 типа прокрастинации и как с ними бороться? - 3 мая, 2024
- Пять приобретенных привычек женщины после потери собственного достоинства - 18 апреля, 2024
- Как восстановиться после абьюзивных отношений? - 15 апреля, 2024