Александр вошел в лифт утром, и какая-то женщина бросилась к двери вслед за ним. Он подержал для нее дверь лифта открытой, пожелав ей «доброго утра». Женщина кивнула, а затем начала жаловаться на все вокруг– на то, что улице слишком жарко, и она простыла под кондиционером, и теперь скорее всего заболеет и тогда ей придется принимать дорогостоящие лекарства.

Она вряд ли осознавала, как негативно воспринимаются ее сетования, так как некоторые люди привыкли «общаться» с окружающими именно посредством жалоб. Иногда они даже пытаются перещеголять друг друга тем, какие ужасные вещи с ними произошли.

Узнаете ли вы себя и кого-то знакомого в следующих фразах:

– Привет. Какой сегодня ужасный день, правда же?

– Ты думаешь, тебе плохо. А вот со мной действительно случилась настоящая неприятность! Я…

– Я не могу поверить, что…

Что заставляет людей так часто жаловаться? Чего они хотят?

1. Стремление «выпустить пар».

Когда дела идут плохо, естественно дать выход своим чувствам. Но некоторые жалуются по привычке. Сетования становятся обычным способом коммуникации, который проявляется всякий раз, когда человек раздражен. Жалобщик верит в катарсис: «Я должен получить освобождение, высказав все что, у меня накипело».

2. Мысленная жвачка.

Это распространенный стиль жалоб, когда человек просто продолжает приходить к вам с одними и теми же претензиями – снова и снова, как если бы его разум напоминал колеса, застрявшие в грязи и продолжающие впустую вращаться. Жалобщик убежден, что ему следует озвучить каждую негативную мысль, которая появляется в его голове. И рассказать о ней всем!

3. Проверка.

Жалобщику необходимые другие люди, чтобы утвердиться в своем восприятии: «Если ты поймешь меня, ты согласишься со мной – и тоже начнешь жаловаться». Он проверяет других на предмет того, согласятся ли они с идеей, что жизнь отвратительна, несчастна и беспросветна. А если вы вдруг не согласны, он развернется и пойдет жаловаться на вас другим!

4. Захват плацдарма.

Эти люди перебивают других своим нытьем, нуждаясь во внимании. Этот стиль основан на убеждении: «Я получу преимущество надо всеми в своем несчастье».

5. Я жертва!

Это драматический, театральный, привлекающий внимание стиль, когда человек считает, что является жертвой обстоятельств или ужасным мучеником – гораздо в большей степени, чем остальные. В целом это пораженческий подход, и он приводит к тому, что люди продолжают зацикливаться на том, как несправедлива жизнь.

Пять видов жалоб: как перестать быть занудой?
WolfBlur / Pixabay

Чем опасны жалобы?

Во-первых, чем больше вы жалуетесь, тем больше вы застреваете на негативных мыслях. А чем больше вы зацикливаетесь на негативе, тем больше вещей кажутся вам хуже, чем они есть на самом деле.

Во-вторых, чем больше вы жалуетесь, тем более негативно вас воспринимают другие люди. Они могут вообще не захотеть выслушивать ваши претензии.

И в-третьих, если вы таким образом отгораживаетесь от людей, у вас вскоре появляется масса новых причин для жалоб.

Как избавиться от нытья?

– Замечайте, когда вы начинаете жаловаться. Просматривается ли в ваших сетованиях определенная модель поведения? Вы жалуетесь больше на одних людей, чем на других?

– Вы жалуетесь на одни и те же вещи снова и снова? Как это вам помогает?

– На что вы надеетесь, выплескивая свои жалобы? Вы хотите ощутить себя услышанным, понятым, избавиться от напряжения, пообщаться с другими людьми? Это работает в вашу пользу?

– Как другие люди воспринимают ваше нытье? Именно так, как вы хотите?

– Возможно, вам нужно признать свое разочарование и раздражение, а не жаловаться на него?

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

– Вы можете превратить привычку жаловаться в поиск решения проблемы?

– Вместо того, чтобы ныть и сетовать, старайтесь говорить что-нибудь позитивное. Спросите, как дела у вашего собеседника, а если разговор не клеится — просто говорите о том, что вы делаете. В крайнем случае попробуйте просто молчать.

Это закон жизни — люди, которые привыкли жаловаться, со временем получают основания жаловаться все больше и больше. Стоит открыть «ящик нытья», как вы увидите, что он бездонный, и неприятностям, которые вы можете испытать, нет конца.

psy-zoom
Поделись: