Конфликтные личности всегда ищут виноватых. Они избегают ответственности и обвиняют других. Для них характерен подход «все или ничего», они с трудом управляют эмоциями, не склонны к саморефлексии и демонстрируют вызывающее или неадекватное поведение.

Конфликтные личности чаще всего нападают на ближний круг – супругов, друзей, партнеров, родителей, детей, коллег, соседей, а также профессионалов, например, врачей и психотерапевтов, включая тех, кто занимает позицию власти – начальников, полицейских, чиновников, директоров школ или главных врачей больницы. Это отнюдь не исчерпывающий список, поскольку они могут наброситься на кого угодно. И только от вас зависит, станете ли вы их жертвой, или они предпочтут обойти вас стороной.

1. Не приближайтесь слишком близко и слишком рано

Конфликтные личности не всегда производят отталкивающее впечатление. Поэтому стоит потратить время, чтобы узнать человека получше – касается ли это работы, свиданий или любой другой области вашей жизни. Конфликтные личности склонны быстро завязывать отношения и сокращать дистанцию, потому что это дает им чувство уверенности и безопасности во враждебном мире. У вас может возникнуть искушение попробовать себя в роли спасителя, чтобы избавить их от обреченного на провал саморазрушительного поведения.

Если у вас возникает чувство, что все происходит слишком быстро, замедлите темп. Лучше сближаться медленно, а затем остановиться, чем стать очень близкими людьми, а потом вдруг резко оборвать общение. Конфликтные личности могут казаться очень дружелюбными и сердечными, но стоит вам попытаться отступить, вы сразу становитесь их мишенью.

2. Не оспаривайте их убеждения

Конфликтным личностям свойственны когнитивные искажения, например, черно-белое мышление, поспешные выводы, чрезмерная эмоциональность и преувеличения. Они могут яростно обвинять вас, как будто вы делаете что-то ужасное, хотя ваш проступок был незначительным. Спорить с ними бессмысленно. Начиная возражать или оправдываться, вы приглашаете конфликтных личностей нападать еще яростнее, так как они убеждаются, что вы действительно виноваты. Вместо этого лучше просто сказать: «Я не согласен с тобой», «Я смотрю на эту проблему иначе» или: «Давай признаем, что мы расходимся в этом вопросе!».

3. Не обвиняйте их в ответ

Конечно, вы хотите защитить себя от необоснованной критики или словесных нападок. Вас так и тянет воскликнуть: «Да ты просто бредишь!». Однако, с конфликтными личностями это лишь усугубит конфликт. Не оспаривайте их выводы. Если вы начнете обвинять их, особенно публично, окружающие подумают, что вы тоже конфликтный склочник. Тогда вы можете стать мишенью для их союзников и сочувствующих. Лучше просто сказать: «Я не согласен с вами» или закончить разговор: «Мне пора уходить».

4. Не играйте по их правилам, обвиняя других

Конфликтные личности находятся в состоянии войны со всем миром. Поэтому они ищут защитников и союзников, чтобы они присоединились к их борьбе. Вы можете поначалу отнестись сочувственно к их трудностям, но будьте осторожны! Вы рискуете стать объектом манипуляции, невольно помогая конфликтной личности обвинять других. Не попадайтесь на эмоциональный крючок («Это ужасно, когда с человеком так поступают!»), если не знаете точно, что произошло на самом деле. Во многих случаях окажется, что ситуация выглядит прямо противоположным образом, а конфликтная личность сама является агрессором и зачинщиком ссоры.

Шесть правил общение с конфликтными людьми
Maklay62 / Pixabay

5. Установите прочные границы

Конфликтные личности ведут себя так, потому что многое сходит им с рук. Они становятся требовательными и непримиримыми, но игнорируют вас, когда вы им не нужны. В ответ многие проявляют агрессию или отступают, махнув рукой («Ну и ладно»). Обе стратегии бесполезны, поскольку усиливают конфликтное поведение. Применяйте ассертивный подход, придерживаясь своей точки зрения, не пытаясь доминировать или подчиняться. Опираясь на факты, скажите: «Я не могу сделать это для тебя», «Я занят», или «В правилах сказано, что мы не можем этого сделать». Излагайте информацию, а не защищайтесь. Но не терпите грубое поведение, потому что оно будет только усиливаться.

6. Осторожно отойдите в сторону

Вы можете решить, что вам остается только одно – полностью прекратить отношения с конфликтной личностью. Делайте это осторожно. Двигайтесь к завершению отношений небольшими шагами, чтобы разрыв не стал внезапным шоком для человека. Не делайте драматических заявлений, которые могут вызвать сильную ответную реакцию.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

которые проследят за тем, чтобы он покинул офис. Но даже в этой ситуации стоит проявить участие, например, предложить варианты трудоустройства или сказать несколько ободряющих слов, чтобы помочь человеку справиться с эмоциями. А если вы разводитесь с конфликтной личностью, проконсультируйтесь с юристами или психотерапевтом, которые помогут вам не стать мишенью агрессии.

Конфликтные личности очень убедительны и могут заставить окружающих поверить, что во всем виноваты только вы. Поэтому ассертивный (не агрессивный и не слишком пассивный подход) – наилучшая стратегия.

Конфликтные личности всегда винят окружающих, когда в их жизни начинаются проблемы. Следуя этим советам, вы вряд ли станете мишенью для обвинений или жертвой их агрессии.

psy-zoom
Поделись: