Формирование реакции – это психологическая защита, которая заключается в поверхностном и часто преувеличенном следовании идеям и установках, диаметрально противоположным собственным глубинным убеждениям.

Классический пример: мужчина, чувствующий сильное подсознательное влечение к представителям своего пола, на сознательном уровне считает его категорически неприемлемым и недопустимым. Чтобы справиться с тревогой, которую вызывает этот конфликт, он играет роль ярко выраженного натурала и мачо: идет пить пиво с парнями, разговаривает грубым зычным голосом, приправляя свою речь грубыми ругательствами, стучит кулаком по столу, флиртует с барменшей и так далее.

Другие примеры формирования реакции:

– школьник, дергающий за косички девочку, которая ему нравится;

– иммигрант, который становится большим патриотом, чем коренные жители страны;

– студент из богатой семьи, организующий антикапиталистические митинги;

– алкоголик, превозносящий ценность трезвого образа жизни;

– политик или религиозный лидер, который проповедует или принимает законы, направленные против его тайного порока (однако, в зависимости от уровня осознания, такое поведение может быть проявлением лицемерия, а не психологической защиты).

Еще один пример формирования реакции: рассерженный человек ведет себя преувеличенно спокойно, вежливо и рассудительно. Многие выражают гнев пассивно-агрессивным способом, бессознательно (а иногда и сознательно) сопротивляясь разумным ожиданиям от их поведения. К проявлениям пассивной агрессии относятся регулярные опоздания, неубедительные оправдания, создание путаницы, всевозможных барьеров и препятствий, попытки переложить на другого человека вину и ответственность. Пассивно-агрессивное поведение является скрытой формой выражения злости, без психологических и социальных издержек открытого противостояния. Однако, оно не решает истинной проблемы, заставляя окружающих обижаться и негодовать.

Формирование реакции в романтических отношениях проявляется, когда двое людей, которые много значат друг для друга, постоянно ссорятся, что снижает их взаимную симпатию. Например, мужчина может осознавать, что женщина очень важна для него, но не признает своих чувств. Он начинает затевать ссоры и ругаться, чтобы снизить накал чувств. Женщина также вступает в конфликт, не желая мириться с оскорбительным поведением партнера, и выплескивает свою досаду. Это может продолжаться до тех пор, пока одному из партнеров это не надоест и он уйдет.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Типичный пример формирования реакции: человек, который ненавидит определенную группу людей, но принимает или даже любит ее представителей, с которыми знаком лично. Это объясняет феномен женоненавистника, влюбленного в свою жену, или убежденного расиста, женатого на представителе другой расы. Формирование реакции не следует путать с защитой эго, когда человек воспринимает объект как часть целого и начинает ненавидеть группу вместо конкретной личности. Например, женщина, разъяренная изменой мужа, направляет свой гнев не на него лично, а на весь род мужской.

Три формы самообмана
geralt / Pixabay

Отмена действия — это психологическая защита, близкая к формированию реакции, когда определенные шаги совершаются в попытке отрицать предыдущие, «неправильные» или «неудобные». Например, разведенный отец редко навещает детей, но балует их и заваливает подарками, или вспыльчивая жена швыряет тарелками в мужа, а потом пытается помириться, осыпая его поцелуями. Отсутствующий отец и разгневанная жена не только пытаются загладить вину, но и, словно по волшебству, стереть предшествующий досадный эпизод из памяти. Другой пример отмены – коллега, который помешал другу продвинуться по службе, несколько дней спустя появляется у его дверей с подарком. Такие ритуалы, как исповедь и покаяние, являются, по крайней мере, на определенном уровне, социально оправданными формами отмены.

Отмена является движущей силой обсессивно-компульсивного расстройства. Навязчивая мысль – это повторяющаяся идея, образ или импульс, которым безуспешно сопротивляются, что приводит к росту напряжения. Навязчивости касаются таких типичных тем, как загрязнение, соблюдение порядка и симметрии, безопасность, физические симптомы, агрессия и секс. Парадоксально, но чем сильнее вы пытаетесь избавиться от мысли, тем неотступнее она преследует вас. Попробуйте не думать о розовом слоне – и вскоре вы не сможете думать ни о чем другом! Чтобы уменьшить тревогу и стресс, вызванные навязчивыми мыслями, человек прибегает к компенсаторным действиям, которые становятся компульсивными. Например, у пациента, одержимого мыслью о заражении микробами, может появиться непреодолимая потребность мыть и скоблить руки, пока они не начнут кровоточить. На символическом уровне акт очищения может представлять попытку избавиться от тревожных мыслей, эмоций и чувства вины, что нашло отражение в устойчивом выражении «умыть руки».

psy-zoom
Поделись: