Из исследований известно, что ощущение себя в жизни – настоящим, связано со многими социальными и психологическими преимуществами: более высокой самооценкой, лучшим психологическим самочувствием, крепкими отношениями и высокой производительностью на работе.

Но аутентичность — это скользкое понятие. Хотя большинство людей, наверное, определило бы ее как соответствие человека собственным интересам, ценностям и качествам. Из исследований известно, что на самом деле мы чувствуем себя самими собой прежде всего тогда, когда отвечаем определенному конвенционному набору признаков, таким как экстраверсия, эмоциональная стабильность, странность, интеллектуальность и доброжелательность.

Это парадокс аутентичности: для того, чтобы чувствовать себя самими собой, вы часто должны отойти от собственного “Я” и соответствовать социальным ожиданиям.

С точки зрения психологии, человека признают самим собой и независимым, когда она отвечает некоторым устоявшимся критериям. Например, такие люди имеют высокую степень самосознания, они мотивированы познавать свои сильные и слабые стороны и готовы рефлексировать над тем, что о них думают другие, даже если их мнения совсем им не льстят.

Кроме того, принято считать, что такие люди ведут себя в соответствии со своими уникальными качествами, даже если они противоречат социальным условностям. Например, интроверты, согласно с этим взглядом, являются настоящими, когда они тихо сидят за обеденным столом, хотя общественные ожидания в такой ситуации требуют поддерживать разговор.

Впрочем, согласно исследованиям, люди чувствуют себя аутентично не только тогда, когда действуют в соответствии со своими уникальными характеристиками. Парадокс аутентичности в том, что на самом деле она чем-то похожа на конформизм.

В одном из исследований, участников сначала попросили назвать признаки, которые, по их мнению, лучше всего описывают их “Я”. Впоследствии они регулярно заполняли анкету о том, насколько их поведение в течение дня соответствует этим качествам и насколько “настоящими” они при этом чувствовали себя. Логично ожидать, что они должны были чувствовать себя самыми особенными в те дни, когда их поведение больше всего соответствовало их уникальным качествам.

Возьмите, для примера, людей, которые отличаются своим отношением к конфликтам. Представим, что Джейн доброжелательная, а Джон, наоборот, антагонистический. Согласно с этим взглядом, если в какой-то день они вступили с кем-то в конфликт, то Джейн, в отличие от Джона, должна была бы чувствовать себя не в своей тарелке, ведь она приняла участие в поведении, которое противоречит ее качествам.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

geralt / Pixabay

Но оказалось совсем другое: люди чувствуют себя самими собой не тогда, когда их поведение соответствует их собственным качествам, а тогда, когда оно согласуется с определенным объективным набором качеств, а именно: экстроверсией, эмоциональной стабильностью, добросовестностью, интеллектом и доброжелательностью. То есть мы чувствуем себя самими собой в основном тогда, когда ведем себя как нечто среднее между идеальным сотрудником и лучшим гостем на вечеринке. Вопреки ожиданиям, и Джейн, и Джон чувствовали себя неприятно, когда им пришлось с кем-то поссориться.

Поэтому когда речь идет о подлинности, мы можем судить о ней примерно так же, как мы судим о еде. Этот тирамису может иметь уникальный привкус маракуйи, но все-таки мы считаем, что оно является настоящим тирамису только тогда, когда приготовлено по общепринятому рецепту. Чем больше мы отвечаем социальным ожиданиям о том, как человек должен жить, тем больше нам кажется, что мы проживаем свою “настоящую” жизнь.

Мы хотим верить, что подлинность принесет нам преимущества. Не удивительно, что крупные компании, такие как Microsoft, BlueCross BlueShield и Gap, работают с консультантами, которые помогают им раскрыть уникальность каждого сотрудника, чтобы компания получила максимальную пользу от его/ее качеств. Впрочем, если подлинность рассматривать с позиции пользы, то это ставит нас перед непростым выбором между лояльностью к собственному “Я” и соответствием социальным ожиданиям.

psy-zoom
Поделись: