Елена привыкла угождать всем подряд, поэтому ходила измученная, боясь, что не сможет переделать все дела, которые согласилась взять на себя. Она с горечью призналась: «Муж воспринимает меня как должное, ожидая, что я буду готовить и убирать за всеми. Я подстраиваю рабочий график под требования домашних, но в результате все остаются недовольными, а я прошу прощения. Начальник сваливает на меня задачи, которыми никто не хочет заниматься. Он знает, что я не смогу отказать».

Вы хотите быть вежливой и милой, поэтому вам трудно ответить отказом на чужие просьбы? К сожалению, мягкими и уступчивыми людьми часто пользуются. Елена берет на себя слишком много не потому, что хочет помочь, а потому, что боится сказать «нет». «Я в безвыходном положении», — сокрушается она. – «Если я отказываю, меня стыдят, если соглашаюсь, то чувствую себя тряпкой и стыжусь самой себя».

Трудно защитить себя, когда окружающие давят, используя чувство вины или пытаясь контролировать ваше поведение. Вот пять правил, которые помогут вам установить границы и добиться, чтобы ваш выбор уважали:

1. Цените себя!

Когда ваши границы нарушают, вы чувствуете себя использованной и недооцененной. Но говоря: «Нет» всему, что не можете или не хотите делать, вы начинаете уважать и ценить себя.

Вы привыкли угождать другим, поскольку ждете одобрения, а это делает вас уязвимой. Помните: ваше мнение имеет значение! Только вам решать, как использовать свое время и деньги.

2. Не соглашайтесь сразу же

Возьмите паузу. Главное, что хотите вы, а не что, по вашему мнению, хотят от вас другие. Насколько справедлива просьба, с которой к вам обращаются? Если нет, откажите дипломатично. Например, скажите: «Сейчас я очень занята, перезвони мне через неделю». Возможно, собеседник будет недоволен, но со временем его просьба может потерять актуальность.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

3. Установите правила

Проще сказать: «Я не пользуюсь услугами сетевого маркетинга», чем каждый раз ломать голову, как избавиться от назойливых продавцов. Всегда полезно иметь стандарт, на который можно сослаться, говоря «нет». Например, Елена предупредила начальника: «Я посвящаю выходные семье, поэтому не смогу выйти на работу в воскресенье».

Как научиться говорить «нет»? Шесть правил уверенного отказа.
geralt / Pixabay

4. Определите мотивы собеседника

Манипуляторы пытаются внушить вам, что вы несете ответственность за каждую возникшую проблему. Если ваши границы высмеиваются или игнорируются, это указывает на недостаток уважения. Елена сформулировала: «Начальник хочет, чтобы все задачи были выполнены, а мои интересы заключаются в том, чтобы поддерживать баланс между работой и личной жизнью».

5. Не поддавайтесь манипуляциям

Манипуляторы будут упрекать вас в том, что вы пытаетесь их контролировать, когда вы просто требуете, чтобы ваши потребности учитывались. Если ситуация накаляется, бросайте вызов стратегии, которую используют манипуляторы, не переходя на взаимные обвинения. Скажите: «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда на меня давят» или «Если мы не можем спокойно обсудить проблему, давай вернемся к этому разговору позже».

psy-zoom
Поделись: