Чего хотят абьюзеры? Они хотят внимания, заботы, понимания, признания, принятия. В принципе, как и все люди. Но, всего этого они хотят, во-первых, в превосходной форме, во-вторых, полагают, что все ваше внимание должно быть сосредоточено на них. То есть, они уверены, что должны являться объектом поклонения своих ближних, и близкие их не просто обязаны превозносить, а еще и делать это с искренним желанием.

И здесь абьюзер не видит противоречия. С одной стороны он старается контролировать своего партнера и привязывать его к себе, с другой считает, что это должно ему нравиться и негодует, если этого не происходит. Он привязывает свою жертву не просто так – она ему нужна, можно даже сказать, что он от нее тоже зависит, как и жертва от него. Абьюзеру нужна жертва потому что это показатель его нормальности, это его повседневное спасение от эмоциональной пустоты, это источник для его признания, это показатель, что его можно любить и понимать, что бы он под этим не подразумевал. К сожалению, в отношениях с абьюзером речь о теплых, доверительных и эмоционально близких отношениях, как правило, не идет, жертву он видит, скорее, как некую функцию для свой правильности, нормальности и самооценки, а не человека для задушевных разговоров.

Чтобы жертва оставалась рядом, ее, конечно, нужно привязать к себе. Что интересно, практически все токсичные люди используют довольно ограниченный и, можно сказать, универсальный набор способов привязки жертвы. Точнее, действуют по одним и тем же принципам. И это было во все времена и без всякой подсказки. Природа такой унификации не совсем изучена, но это и не важно, важно, что это работает.

Первая группа факторов, способствующих подчинению жертвы это, как правило, финансовое неравенство, неравенство социального статуса, правовая незащищенность, представление жертвы об абьюзере, как об авторитете, имеющем право на одобрение или осуждение жертвы. Это формирует у жертвы общий фон беспомощности, неуверенности и ощущения, что она остается один на один с токсичным человеком.

Вторая группа это факторы, так или иначе связанные с установлением непосредственного контроля над жертвой. И это универсально для любого системного насилия. Это происходит и в случае деструктивных сект, и в ситуациях захвата заложников, и домашнего насилия. Формированию зависимости от абьюзера, которая часто начинает жертве казаться добровольной, способствуют угрозы, физическое насилие, а, точнее понимание жертвой силового превосходства абьюзера, а также периоды без насилия в эмоциональном диапазоне от просто спокойствия до эйфории.

Как же понять, что вас уже начали контролировать, использовать, принуждать и, по сути, формировать зависимость, чтобы вы никуда не делись?

Суть методов психологического насилия, по сути, сводится к одному – формированию у жертвы повторяющейся травмы, пока она не начнет терять свою собственную жизнь, свою личность и не потеряет связь с людьми, которые могли бы оказать ей помощь.

Вспышки насилия – реального или же ощущения, что оно могло бы случиться, угрозы, в том числе в адрес близких людей жертвы, способствуют формированию у нее постоянной тревоги, страха, что насилие вполне реально и нужно постараться это предотвратить, не раздражая абьюзера слишком сильно. Суть в том, что таким образом абьюзер формирует у жертвы ощущение своего всемогущества, своей неотвратимости, транслирует, что сопротивление бесполезно и опасно и надо подчиняться. На ранних этапах отношений вспышки гнева (часто в виде вспышек ревности) могут не казаться пугающими, а, скорее эксцентричными, или заботливыми, милыми и демонстрирующие искреннюю заинтересованность абьюзера в жертве. Может и так, но стоит присмотреться к такому человеку повнимательнее, держа на расстоянии. У некоторых вместо пугающих вспышек гнева могут быть длительные и нудные разговоры с выеданием мозга и псевдологическими доказательствами, почему жертва должна действовать тем или иным образом и в чем она не права.

Контроль тела и физиологии. Абьюзер начинает давать указания жертве о том, как нужно выглядеть и как нужно питаться. Это вовсе не обязательно жесткие требования, подкрепляемые грубостью, скандалами или даже физическим насилием. Это могут быть пожелания, но настойчивые, предложения, но от которых трудно отказаться. Например, что девушке в отношениях неприлично ходить в юбке такой длины. Или, например, надо правильно питаться – в определенное время и только правильной пищей. Обиды, псевдозабота, манипуляция любовью– все это замена грубой силе, которая может работать ничуть не хуже.

Контроль времени – обычно в виде заботы и беспокойства. Жертва вынуждена сообщать о своих перемещениях, о своем времяпрепровождении, о своих контактах. Это первое время тоже может выглядеть мило и «не хочется обижать» человека, который вроде бы просто заботится о тебе.

Всё это лишает жертву автономии через вторжение в ее границы, иногда даже грубое проламывание их. Следствие – серьезная потеря жертвой самостоятельности, растерянность, бессилие, деградация до человека, не способного хотеть и исполнять свои желания.

Очень важно для завершения контролирующего круга прервать отношения с близкими, способными оказать помощь. Обычно это происходит уже позже, но иногда и в первые недели или месяцы знакомства могут начаться разговоры вроде: «Зачем ты так много с ними общаешься, разве тебе меня недостаточно?».

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

По этим простым признакам вполне можно определить потенциально токсичные отношения. Конечно, есть люди, которые делают что-то похожее и не являются абьюзерами. Например, предлагают вам изменить распорядок дня для здоровья. Но, они не будут настаивать, не будут обижаться, не будут добиваться, если вы откажетесь.

Многие из этих проявлений контроля – мелкие и незаметные, и вроде бы не хочется ломать копья за столь незначительное контролирующее воздействие. При этом, если жертва на них идет, то получает «сахарок» – определенные послабления и поощрения от абьюзера, что показывает ей, в какой стороне хорошие отношения и надо просто уступить.

Универсальность действий абьюзеров иногда вызывает вопрос, не обучаются ли они где-то? И да, и нет. Сейчас действительно есть большое количество всевозможных программ и курсов на тему как привязать к себе мужчину или женщину, как возбудить ревность, как управлять своим близким. В большинстве случаев это абсолютно аморальные и очень травмирующие потенциальную жертву рекомендации. Но, суть не в этом, а в том, что если изучить способы насилия, в том числе домашнего на протяжении веков, то можно заметить удивительное сходство основных принципов и инструментария, практикуемых абьюзерами и без всякого обучения. Конечно, есть отличия от человека к человеку, но, в целом остается очень узким и действительно возникает ощущение, что абьюзеры словно где-то учились. Обычно нет, но сейчас это возможно и достаточно распространено.

Андрей Петраков
Поделись: