Что такое хороший человек? Вопрос на самом деле не праздный и очень запутанный.

На первый взгляд этот вопрос даже может показаться наивным и детским, но только не для тех взрослых людей, которые используют его в своих саморазрушительных психологических играх разума.

Периодически можно слышать «Я хороший человек» или «Он хороший человек». Возникает вполне закономерный вопрос, кто он? Кого можно назвать хорошим человеком?

Для начала, я немного полазил по интернет и собрал довольно много признаков, по которым аудитория относит человека к хорошему типу (будем называть это так).

Таким образом, у меня получилась вот такая подборочка:

Хороший человек, это:

• Добрый
• Надежный
• Нелицемерный
• Умный
• Порядочный
• Оригинальный
• Творящий добро (помогающий)
• Не делающий зла ближнему
• Честный

Вероятно, подразумевается, что важными атрибутами хорошего человека должны являться искренность и бескорыстность. То есть, хороший тип человека должен быть хорошим просто сам по себе — и не ожидать поощрений за то, что он хороший.

Так что же может быть под маской хорошего человека? Например, ощущение собственной ничтожности

В принципе, все понятно — в каждом обществе есть определенный набор качеств, поощряемых сложившейся моралью. В нашем светском обществе, он во многом сопрягается с библейскими заповедями. Думается, что корни растут именно оттуда. И это абсолютно нормально. Также понятно, что в другом обществе набор признаков хорошего человека может существенно отличаться. У людоедов, возможно, хороший человек — откушавший на ужин сердце свежеубитого врага.

Хороший человек в нашем обществе

По-видимому, само понятие хорошего человека должно существовать. Конечно, есть философская категория, с легкостью оспаривающая это положение — она звучит примерно так, что «нет ни хороших, ни плохих людей». Кроме того, многое зависит от конкретного человек, который представляет собой оценщика и его оценки могут разниться. Но несмотря ни на что понятие хорошего и плохого, добра и зла существуют в обществе. Они очень важны, поскольку помогают цементировать его, в то время как установка на их устранение лишает людей моральных ориентиров и служит целям развала общественных ценностей, подрывая саму основу общества и превращая его просто в толпу людей не способных к самоорганизации. То есть, это можно назвать деградацией, возврату к животному состоянию.

Все относительно

В принципе, хороший и плохой человек понятия действительно относительные. А есть еще и осознание этого. Человек, осознавший относительность этих категорий следующим своим шагом совершает выбор — присоединиться ли ему к этим категориям добровольно или же отречься от них. Отречься — значит жить по своим правилам. Принять — значит остаться в этой парадигме и быть, понимая.

Отречься даже при осознании довольно сложно. Эти ценности прививаются с детства и отмахнуться от них сложно. Проблема в том, что сейчас мы наблюдаем разрушение этих самых ценностей при полном бездействии государства и огромном количестве примеров лиц, подающих соответствующий образец поведения. В итоге, быть плохим «человеком» становится, как минимум, выгодно. В среднесрочной перспективе это, естественно вызывает зависть «хороших» людей, которым становится некомфортным в такой среде и они пытаются менять сторону.

Бытует мнение, что на хорошего человека сыплются все неприятности и несправедливости этого мира. Что ему тяжело жить и приходится много страдать. Тут уместно напомнить о том, что хороший человек является просто хорошим и не ищущем при этом дополнительных бонусов. И это совершенно не означает, что ему нет места в этом мире. Определенная гибкость в поведении помогает оставаться приверженным своим идеалам (при этом он действительно считает их таковыми) и быть успешным. Хороший тип человека не подразумевает костности, равно как вполне может быть адаптивным.

Хороший человек на приеме у психолога

Но есть чрезвычайно интересная с точки зрения психологии разновидность хорошего человека. А именно — человека, который считает себя хорошим. Не могу сказать, что в своей работе психолога я сталкиваюсь с ней постоянно, но редкостью это однозначно не является.

Когда я говорю про человека считающего себя хорошим, я имею в виду, что в соответствии со сформулированными критериями это далеко не всегда верно.

Самое интересное заключается в том, что значительная часть таких людей уверена, что должна иметь от этого определенные бонусы. Тут основных позиций две — агрессивная с возмущением, что таких бонусов нет и смиренная — что увы, нет.

«Я хороший человек, почему это происходит со мной?».

«Хорошие люди должны иметь все, а получается наоборот».

Вот примерно так это звучит. И это уже серьезная проблема для психики. С такой установкой чрезвычайно тяжело жить. Трагедия заключается обычно в том, что хорошесть в данном случае — это маска, которую чрезвычайно сложно скинуть. Можно ли ненавидеть своих родителей и быть хорошим?  Можно ли быть хорошим и изменять жене? И еще миллион «Можно ли…».

Если скинуть маску, то все изменится. И ладно бы изменится, а то ведь изменится так, что мало не покажется. Фактически, человеку, будучи уже во взрослом возрасте, придется переустраивать свою картину мира заново и интегрироваться в нее каким-то образом. Иллюзия себя спадет и человек может очень жестко столкнуться с реальностью. Поэтому такие изменения надо проводить очень осторожно и постепенно. Психика может просто не выдержать (в зависимости от тяжести случая, конечно) и построить не менее дисфункциональную иллюзию. Например, прорвавшееся собственное всемогущество и вседозволенность, граничащее с психиатрическим случаем.

Периодически можно слышать «Я хороший человек» или «Он хороший человек». Возникает вполне закономерный вопрос, кто он?

А что под маской?

Так что же может быть под маской хорошего человека? Например, ощущение собственной ничтожности, не позволяющее человеку чего-то достигать в обществе.
Или, например, колоссальная тревога и неуверенность, связанная со стремлением быть значительным и что-то представлять в этом мире и по тем или иным причинам не способным реализоваться.

Это могут быть дисфункциональные установки, согласно которым надо быть хорошим для всех (как правило, идут от родителей — а у них, например, от страха за безопасность ребенка). То есть, человек осознает бесперспективность этой установки, но вырваться не может, потом пытается ее принять, но чтобы добиться некоей гармонии кроме как пути Матери Терезы, тут найти сложно. Если, конечно, не работать с психологом, да и то не быстро.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Это может быть застарелый детский конфликт с родителями, когда ребенок был плохим и мать грозила ему пальчиком или отшлепал отец. На чувствительные натуры даже такое рядовое, казалось бы событие при неблагоприятном стечении обстоятельств может произвести неизгладимое впечатление.

Наконец, маска хорошего человека может вылиться в определенное количество дополнительных (вторичных) выгод, получаемых от этого статуса (вернее, они есть всегда). Точнее будет сказать маска не просто хорошего человека, а хорошего человека-страдальца. Например, можно себя жалеть и получать нездоровое удовольствие от этого, можно не развиваться, можно вызывать жалость других, можно даже пить водку и бездельничать. И, наконец, чрезвычайно удобно быть жертвой.

В общем, желаю вам быть хорошими или плохими, или средними, но со своим лицом.

Андрей Петраков
Поделись: