Мы часто говорим о творческом потенциале, присущем каждому человеку и о том, что его нужно развивать.

На самом деле, не совсем понятно, что же такое сам творческий потенциал. Не понятно, кому его надо развивать и не понятно, зачем его надо развивать. Иначе говоря, что дает конкретному человеку развитие его творческого потенциала и какие бонусы он может от этого получить.

Что это?

Конечно, существует определение творческого потенциала, и не одно. Вот, например:

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Источник: Wiki

Качества человека, определяющие этот самый потенциал есть понятие довольно широкое. Очевидно, что часть из них обусловлена генетически, часть была сформирована в разные периоды детского развития и еще часть была приобретена позже, в разные периоды жизни человека под влиянием различных внешних условий и жизненных ситуаций.

Генетически может быть заложена память, острота ума (которая, впрочем оттачивается или притупляется в зависимости от условий детского развития и более поздних обстоятельств), физические данные, темперамент (считается, что на основе темперамента в детстве происходит формирование характера, при этом темперамент считается заданным).

В детстве происходит формирование основных черт характера и закладываются психологические особенности личности, определяющие ее дальнейшее развитие. Далее, под воздействием различных жизненных обстоятельств отдельные качества и психологические особенности могут усиливаться, некоторые ослабляться, приобретаться новое и не всегда полезное.

В принципе, большинство из вышеназванного может быть изменено. Сила изменений зависит от времени работы и от желания человека.

В общем, все бы ничего, если бы у нас была не одна жизнь.

Как и что будем менять

Отдельное внимание я хотел бы обратить на физическую кондицию. Многие люди, которые хотели бы развить в себе творческий потенциал не обладают соответствующими физическими возможностями, про них можно сказать, что их энергия мала. Стоит обратить внимание на улучшение физического самочувствия. Без хорошей физики сложно чего-то достигать. “В здоровом теле – здоровый дух” – это важно. То есть, можно бесконечно работать на уровне психики, но если в человеке сидит какая-то физическая немощ (и иногда даже в виде скрытых болезней), то сложно добиться заметных результатов. Впрочем, верно и обратное. Люди, которым что-то мешает себя реализовать, имеются в виду психологические особенности могут бессознательно “ухудшать” свое самочувствие. Механизм перевода психологической проблемы в соматическую действительно существует, иначе не было бы целого класса психосоматических заболеваний.

Что мешает развитию творческого потенциала?

Далее, следует разобраться с тем, что именно блокирует развитие творческого потенциала. Вроде бы. Но, на самом деле, неплохо было бы выяснить, каков творческий потенциал конкретного человека. Потенциал – это возможность, пока неиспользуемая. Так вот, каким же образом мы можем определить, на сколько процентов этот потенциал используется и, соответственно, недоиспользуется? Правильный точный ответ – никак. Никакие тесты, исследования мозга, предыдущие исторические исследования имеют определенное отношение к человеческому потенциалу вообще, но слабо применимы к конкретному человеку.

Гипотетически мы можем предположить, что при некоторых видах воздействия в человеке что-то меняется в сторону развития его творческого потенциала. Более точно – в плане развития таких качеств, как память, тренировки некоторых способностей и т.п.

Разрешение блокировок, которые стоят на психике вполне могут сделать жизнь человека более комфортными, способствовать его душевному здоровью, и, во многих случаях действительно способствовать развитию его творческого потенциала. Но, во-первых, не всегда, во-вторых, что считать результатом. Тут мы как раз и подходим к важному вопросу – как мы будем оценивать результат. И, самое главное, если говорить о психотерапевтических воздействиях, каким образом этот результат будет оценивать клиент.

Выделим несколько признаков, личности, изменяя которые мы будем считать ее более творческой:

  • Инициативность.
  • Стремление познавать что-то новое и активно пользоваться новым знанием.
  • Стремление использовать открывающиеся возможности.
  • Уверенность (что до некоторой степени может быть скомпенсировано волевыми характеристиками личности) и самостоятельность в выборе своего пути
  • Критическое отношение к миру и критическое отношение к открывающимся возможностям.
  • Способность доводить начатое до конца.
  • Способность и стремление к нестандартному подходу в решении задач.
  • Способность двигаться вперед, а не топтаться на месте.

Ко всему вышесказаному, что достаточно стандартно, можно добавить способность получать от всего этого радость. Думается, что у здорового человека эта радость есть, а у человека, у которого она по той или иной причине является заблокированной эффективность существенно меньше. Такой человек может быть эффективным, но используя скорее волевые усилия и свои невротические побуждения, которые редко удовлетворяются достижениями

[nextpage title=”Следующая страница”]

Продуктивность

И еще, важное, замечание – человек, творчески адаптированный в этом мире – то есть чувствующий и способный менять вокруг себя окружающую среду и способный меняться сам в ответ на ее воздействия, редко принимает решение повысить свой творческий потенциал. Вероятно, и ему есть что изменить, улучшить, сделать некоторые свои качества более продуктивными, но они по большей части находятся в сфере изменения определенных навыков, а также грамотной постановки целей. То есть, по сути дела такой человек нуждается скорее в коучинге.

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Источник: Wiki

Так вот, большинство людей, обращающихся к коучингу нуждаются не в постановке каких-то целей и способов их достижения, а устранения психологических барьеров, мешающих, как правило сразу трем составляющим развития личности – осознанию цели, ее постановке и методам ее достижения, а коучинг – лишь финальная стадия. То есть, коучинг на фоне психологических проблем не способен их разрешить, а, скорее, усугубить.

Абстрактное надо конкретезировать

Как правило, человек имеющий психологические блокировки на пути к развитию принимает решение развить свой творческий потенциал очень и очень абстрактно. Это говорит о том, что он вообще не понимает, что с ним происходит, иначе говоря у него нарушена связь с внешней средой – с этим миром. Он в силу различных причин погружен в себя и его видение жизни и реальность слабо сопрягаются. Во многом его жизнь иллюзорна. Он плохо представляет, что такое настоящая жизнь, он в нее не интегрирован и это мешает ставить реальные цели и достигать реальных результатов.

Этому мешают тревога, неуверенность, обиды, жертвенность, гордыня, самовлюбленность, безответственность, привитые в детстве установки и многое другое.

Например, подсознательное стремление сохранить семью может стать препятствием на пути к личному развитию. Стремление превзойти отца может стать долгосрочным фактором в жизни, заставляющим человека совершать различные достижения, которые делают его эффективным в глазах других людей, но могут быть совершенно неэффективными в достижении им желаемого – обретения радости и удовлетворения от них. Для этого просто нужно признание отца, который мог к этому времени уже и умереть. Я еще раз хочу подчеркнуть, что на мой взгляд, без ощущения радости, счастья, умиротворения, внутреннего осознания правильности того, что ты делаешь невозможен никакой личностный рост и реализация творческого потенциала. В этом случае это просто набор механистических действий, возможно полезных людям, но приносящих автору только временное облегчение. Вот еще пример – часто встречается чувство личной вины за действия, зачастую воспринимаемыми другими людьми как естественные и необходимые, или – больше, – не относящиеся к этому человеку напрямую. Например, директор по персоналу, увольняющий вора, по которому, скорее, тюрьма плачет. Установка “Пионер – ты в ответе за все” имеет глубочайший психологический смысл. Пионеров нет, установки нет, ну и не надо. Современные люди в своей гордыне придумывают их заново.

Как мама скажет, так и будет

Еще пример – мама в детстве говорила, что “из тебя ничего путного в жизни не будет”. И, (утрируя) – ты у меня сирый и убогий, куда же ты без мамочки. И что? И человек вполне может всю жизнь (!!) выполнять этот незамысловатый сценарий, благодаря которому мать, боящаяся остаться одна (как вариант) привязала его к себе. Велика вероятность, что за все свои достижения, развитие и успехи он будет испытывать глубочайшее чувство вины и тревоги, понимая, что таким образом предал свою маму.

В общем, все бы ничего, если бы у нас была не одна жизнь.

А сколько неприятностей доставляют всевозможные страхи и фобии. Например, человекобоязнь закрывает любые публичные виды деятельности. А все дело может оказаться в какой-то детской травме, о которой человек уже и не вспоминает.

В общем, для большинства людей, желающих развить свой творческий потенциал самый короткий путь, каким бы длинным он не был лежит через устранение психологических барьеров, мешающих этому развитию.

Предположим, что человек после психотерапии стал более эффективным в своей работе, смог лучше распределять свое время, понял, что семья для него не менее важна, чем работа, перестал просиживать на работе круглые сутки. И, что немаловажо, не потерял (а то и приобрел) при этом в своем финансовом благополучии. А может быть и так, что человек вдруг понял, что всю жизнь занимался чем угодно, но только не тем, чем ему хотелось бы и резко изменил сферу деятельности и вообще уехал выращивать картошку. Может это действительно хорошо для него, а может и не очень. Можно ли считать, что он таким образом оптимизировал использование своего творческого потенциала?

Что мы развиваем?

Когда мы говорим о развитии творческого потенциала, мы либо расширяем сферу наших желаний, либо создаем условия для реализации уже существующих. Вот, например, любой человек, даже считающий себя абсолютно нереализованным периодически делает что-то, что его страстно захватывает и доставляет огромное количество удовольствия. То есть, мы можем предположить, что в этом направлении его творческий потенциал реализовывался полностью. Но очень часто, это принимает вид увлечений и хобби, которые не приносят никакого коммерческого успеха.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Например, одна девушка не работала почти до 35 лет, но у нее было много увлечений, которым она страстно отдавалась – шитье, изготовление керамики, фотография и еще много чего. Очевидно, на стадии реализации – извлечения финансовой выгоды (хотя она периодически желала этого) у нее возникала блокировка, которая по кругу погружала ее в ощущение собственной неполноценности. Ее личные психологические особенности позволяли что-то делать, но не позволяли идти дальше (напомню, что она периодически этого хотела).

Для людей, которые еще не поняли, что они хотят, процесс осознания принесет возможность увидеть насколько они вообще хотят заниматься тем, что они делают, как можно повысить эффективность этого, и, может быть изменить что-то радикально.

Может создастся впечатление, что процесс развития творческого потенциала рассматривается исключительно в трудовом и финансовом аспектах. Нет, это в корне не верно. Потенциал развития личности захватывает все ее стороны. Как раз основа для раскрытия потенциала основывается на развитии эмоционально-чувственной сферы, как единственной, доставляющей

Андрей Петраков
Поделись: