Нетерпимость – в смысле категоричность. В нашем обществе очень много нетерпимости. И это факт. В толковом словаре Ефремовой нетерпимость определяется как “Неумение или нежелание терпимо относиться к кому-либо или к чему-либо“. И знаете что, мне нравится это определение. Оно на редкость точно.
Это именно неумение и это именно нежелание. А теперь, давайте предпримем попытку расставить все по своим местам.

Во-первых, не будем спорить на пограничные темы вроде хулиганов, разбивающих стекла, не говоря уже о более серьезных преступлениях – они регулируются соответствующим законодательством.

Во-вторых будем говорить о том, что попадает под понятие этического, общественного регулирования. То есть, то, что законодательство милостиво отдает на саморегулирование самим гражданам.

Что не терпим?

Под этим, в частности, будем понимать такие события, как например:

  • Громко разговаривающие (кричащие), играющие дети в общественных местах
  • Собачки, какающие и писающие где попало
  • Курящие как класс
  • Своеобразно одевающиеся
  • Приезжие
  • Меньшинства
  • И так далее – список, в общем-то, может быть бесконечным.

Как возникает нетерпимость?

Для начала, изначальная нетерпимость не бывает общественной. То есть, не может существовать такого понятия в обществе, как и в отношении любого другого Общество ничего не может сказать или подумать. В этом отношении общество абсолютно импотентно. Но в этом обществе есть люди, которые имеют свое мнение по ряду вопросов. Вот это, кстати есть одно из ключевых понятий. Первично – мнение какого-то конкретного человека, или небольшой группы людей мыслящих по каким-то вопросам идентично.

А дальше все происходит по очень простой, отработанной не то, что годами, а веками схеме. Эти люди начинают продвигать свои мнения и в зависимости от того, насколько широкий отклик эти мнения находят, то они начинают формировать некое законодательное или этическое пространство. Ключевой момент здесь – это только их мнение. Причем, это мнение не обязательно связано с реальностью, оно не обязательно правильное или неправильное. Просто это мнение каких-то людей, которые хотят его продвинуть и заставить всех остальных ему следовать.

Посмотрите на политиков – когда они не вещают о всеобщем благе, они отнимают у ребенка последнюю игрушку. Вот это гибкость.

Самое интересное начинается дальше – частное мнение становится общественным. И им можно уже крутить как угодно – ведь общество это вроде как сила.

Отсутствие мнения

Мнение не стало бы общественным, если бы к нему не присоединялись другие люди. Часть таких людей думает схожим образом, большая же часть, как правило не имеет своего мнения. Отсутствие своего мнения по какому-либо вопросу – это нормально. Например, в силу недостатка информации, человек пока не готов его сформулировать. А вот когда человек не имеет своего мнения и не хочет/не может его формулировать, но при этом хватается за чужое – это тоже естественно, но печально.

Итак, одна из предпосылок нетерпимости есть подогреваемая общественная нетерпимость, базирующаяся на неспособности или нежелании большинства людей формировать свое мнение. Причем, по большинству вопросов, которые перед человеком возникают.

Отсутствие своего мнения, отсутствие своей позиции означает поиск ответов на все вопросы во вне. Представьте себе сосуд. Например, чайник. Это человек. И чайник (человек) должен быть заполнен. Если человек формирует свои мнения, то он заливает в чайник воду – это естественно. А если чайник пустой – то в него можно залить все, что угодно. Представьте себе. что из него потом польется – ровно то, что в него залили.

В отсутствии собственных смыслов, ценность приобретают чужие. Без них получается, что наш человек не может существовать. Кстати, будет правильным называть их псевдоценностями. Получается, что суть человека в такой ситуации складывается из внешних источников. Естественно, что человек всеми силами будет защищать эти псевдоценности. Просто потому, что он таким образом защищает свою суть. Таким образом, если вы обратите внимание, то самые ярые защитники всяких правил, устоев и норм, как правило, люди живущие правилами. Подтверждением этого может служить тот факт, что что-то раздражает вполне конкретного человека. Ведь не может же сам факт нарушения каких-то правил раздражать. Значит, они задевают именно его. И что же происходит дальше? А дальше для личного удовлетворения человек использует некую глобальную справедливость, часто утверждая при этом что-то вроде, что “вот так-то можно, а вот так-то нет”. Мне кажется, что это как раз оно и есть – смешение внешних установок с личностью.

Правильные вопросы

Например:

  • Кто тебе сказал, что так правильно? Покажи, пожалуйста пальцем. И не надо тыкать пальцем  в общественное мнение, его тут нет.
  • Ты всегда соблюдаешь правила? (Никто и никогда не соблюдает все правила. Если кто-то утверждает иначе, то они либо врет, либо серьезно болен).
  • Если будет закон о том, что надо всем сброситься с моста, вы побежите его выполнять в первых рядах?

Какие чувства внутри?

Какие чувства более точно могли бы описать нетерпимость?

Совершенно точно там есть злость, причем, иногда очень сильная. Но это как раз понятно. Ведь нападают на святое – на общественные устои, являющиеся частью человека. Часто присутствует зависть – ведь оппонент позволяет себе то, что человек никогда позволить бы не смог.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Вообще, в отношении зависти очень хочется использовать цитату Бенедикта Спинозы “Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.” Полагаю, что он прав. И именно в том, что не униженные, а именно самоуниженные. Вообще, хочется сказать, что унизить человека сложно. А вот чувствовать себя униженным – вот это в нашей полной власти. А чувствовать и быть в данной ситуации представляется вполне эквивалентным.

Нетерпимость – это всегда твердолобость. Это негибкость. Посмотрите на политиков – когда они не вещают о всеобщем благе, они отнимают у ребенка последнюю игрушку. Вот это гибкость. Хотя, конечно, их трудно считать образцом для подражания.

Нетерпимые люди ведут себя похоже на детей с их безапелляционными требованиями, чтобы их желания мгновенно и неотвратимо исполнилось. Полагаю, что в этом есть рациональное зерно. Возможно, что кто-то скрыл от них в детстве, что не все наши желания исполняются.

Андрей Петраков
Поделись: