О чем речь? О том, что когда мы наблюдаем какое-то новое явление, которое не было осмыслено и оценено ранее или нами, или общественным мнением, то большинство людей автоматические формирует скорее скептическое отношение к нему.

Наше отношение к явлению

Когда мы наблюдаем некое социальное явление, например, необычно одетого человека на улице, то у нас может быть две основных реакции на это:

  • Оценить, наклеить ярлык. То есть, сформировать определенное отношение.
  • Пройти мимо, не оценивая, приняв к сведению

Дискуссионная модель обсуждения явления особенно заметно проявилась в Древней Греции, где риторике обучали в течение 4-х лет

Формирование отношения

Разные культуры по разному формируют отношение к разным социальным явлениям. В нашей культуре, со школьного возраста есть требование оценки любых явлений. Причем, оценки «правильной». И это порождает потребность такой оценки в будущем, в течение всей жизни.

Происходит это очень просто. Например, изучается какое-нибудь литературное произведение. Обратите внимание, что в книга, рекомендованных для школьного чтения часто приводилось мнение «авторитетных» критиков, которые излагали «правильное» прочтение того или иного произведения.

Отсутствие обсуждение и трансляция «правильного» мнения

Но и это еще не все. Обсуждение в школе выстроено таким образом, что опять же не подразумевает всестороннего обсуждения того или иного предмета/события. Вместо этого учитель (или преподаватель) высказывает «правильное» мнение, которое должно приниматься учениками и студентами.

Зарубежный и исторический опыт

Это существенно отличается от западной системы образования, которая в этом отношении, как правило, менее категорична и позволяет в большей степени задействовать умственные способности детей и формировать разностороннюю точку зрения и многофакторный подход к любому явлению или ситуации. Это сохраняется и сейчас. Интересно обратить внимание на США, где дискуссионная модель является основой построения общества. Отсюда их состязательность в судопроизводстве, жаркие словесные баталии во время президентских выборов, артистизм, проработка аргументации и выверенные эмоциональные выступления.

Дискуссионная модель обсуждения явления особенно заметно проявилась в Древней Греции, где риторике обучали в течение 4-х лет и это считалось одной из важнейших дисциплин для любого образованного человека.

Если нет дискуссии

Так вот, у нас модель иная и связана с навязыванием мнения. Пожалуй, подойдет слово «патриархальная». И, это, к сожалению, существенно снижает возможности общества и отдельных людей к адаптации и способности действовать в условиях неопределенности.

К чему приводит

Навязывание «правильного» мнения приводит к тому, что все, что не правильно – то ложно и должно быть осуждено. И это еще не все. Помимо этого, формируется представление, что мнение обязательно должно быть сформировано и, возможно, транслировано.

Человек – общественное создание и подсознательно, каким бы фрондером он не был, стремится оставаться в обществе и оставаться в рамках мнения большинства.

В свою очередь, большинство придерживается консервативной, настороженной и, заранее неодобрительной позиции в отношении еще неоцененного явления. Иначе говоря, всему новому надо доказывать, что это хорошо, а не всем остальным доказывать, что это плохо.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Закрепляется

Поэтому, закрепляется привычка конкретного человека

  • В обязательном порядке оценивать что-то
  • Оценивать с предварительным неодобрением

Довольно быстро формируется такой привычный нам человек вечно недовольным любыми нововведениям, осуждающе глядящий любые проявления, выбивающиеся из его довольно узкого привычного мира.

И, получаем

Поэтому в одной культуре целующаяся на улице пара не вызывает внимания, в другой, стыдливое опускание глаз, в третьей одобрение и приятные воспоминания, в четвертой, недовольное бурчание, а в пятой осуждение как почти преступного деяния.

Андрей Петраков
Поделись: