Вспоминая школьное воспитание, многие наверняка вспомнят такую, ставшую вполне привычной и банальной фразу, которую многие учителя любили приводить детям, которые вели себя излишне самостоятельно: «Я – последняя буква алфавита».

Возможно, использование этой и аналогичных фраз, нанесло едва ли не самый большой ущерб целым поколениям, который только возможно. Вернее, в условиях коллективного хозяйства это было бы оправдано, но как только модель изменилась и потребовала больше индивидуальной ответственности и самостоятельности, эта идея стала неэффективной и противоречивой и вредной как для индивида, так и для общества.

Вы не менее ценны, чем любой другой представитель любого общества. И это не связано ни с достатком, ни с положением.

Что за последняя буква?

Основная идея заключается в том, что надо быть скромным и не высовываться. Надо помогать другим людям и служить обществу. Интересы общества выше. Надо подчиняться старшим,  авторитетам, обществу в целом. Свои интересы в случае соприкосновения с интересами других людей и, особенно, общественных должны быть отодвинуты на второй план. Это общий сакральный смысл нашей системы воспитания и образования за исключением небольшого числа инакомыслящих семей.

В чем заключается ущерб для «последней буквы алфавита»?

Какая это буква?
Free-Photos / Pixabay

Неприятность для людей «последней буквы», заключается в том, что идея служения обществу противоречит с реальностью в том смысле, что подразумевает вроде бы ответную любезность – то есть, общество будет в ответ помогать всячески своим индивидам, а другие люди будут вести себя по отношению к ближнему также предупредительно и с явной готовностью помогать всем, чем можно. Однако, совершенно очевидно, что этого не происходит. В обществе достаточно несправедливости по отношению к рассматриваемому утверждению, чтобы считать его, как минимум, спорным. Но утверждение о вторичности своего я не меняется просто так. Вы не можете просто так, предъявить свое «Я» окружающим и не испытывать никакого дискомфорта, если до этого считали, что надо вести себя иначе. Наоборот, дискомфорт будет и будет постоянное чувство вины от нарушения этого правила. Что еще хуже – для того, чтобы заглушить вину такого рода людям требуется, как правило, еще и очернить окружающих, принижая их умственные и другие человеческие качества. Если в обществе этого слишком много, получается морально-уродливая картина всего общества в целом.

Глубина ущерба

Можно, конечно, предположить, что не так все страшно, как может показаться. И, это могло бы быть верно, если, скажем утверждение о первичности интересов других, было бы частным мнением одного конкретного человека. Но, это мнение не одного человека, а, мнение многих, включая официальную пропаганду, создающую соответствующее мнение и навязывающую правила поведения, которые воспринимаются в этой ситуации, как мнение большинства. И это мы не можем игнорировать. К тому же, даже если речь идет об одиночном мнении, то все зависит от того, кто именно это мнение транслирует. А, точнее, от величины авторитета. Чаще такими фигурами выступают родственники, друзья, учителя. В этом случае, при определенном стечении обстоятельств даже одна такая фраза способна в буквальной степени перевернуть мир человека, которому она адресована. Чаще это происходит в детско-подростковом возрасте.

Вы вторичны – вы должны?

В общем-то, когда значимые люди говорят вам о том, что первично что-то кроме вас (для вас же), то это означает, что для самого себя вы должны быть не так важны, как другие и как общество в целом. Это можно сравнить с некоей передачей вас в зависимость от других людей, даже такой хитрый, иезуитский вариант рабства. При этом, обратите внимание, ничего не обещая взамен. И это логично, если вам что-то обещают взамен, то это получается торг, если ничего не обещают, то это называют долгом. Задайте вопрос, когда это вы успели наделать долгов и кому? А еще, это с полным основанием можно назвать манипуляцией с тяжелыми последствиями.

На что вы имеете право?

На что вы имеете право?
geralt / Pixabay

Вероятно, вы рождаетесь без долгов и имеете равные права со всеми другими людьми. Что это могут быть за права? Если пофантазировать, то, вероятно, получился бы кодекс равноправия одного человека по отношению к другому человеку и человека и обществу.

В частности:

  • Вы не менее ценны, чем любой другой представитель любого общества. И это не связано ни с достатком, ни с положением. Более того, это даже можно доказать. Например, человек, более высокого социального статуса способен нанести окружающим куда больше ущерба, чем человек не обладающий его заслугами. Это также означает, что при решении стандартной задачи «кого спасать в случае опасности (выбрать только один вариант): себя, ребенка, женщину, старушку, профессора или президента, вы можете смело выбирать себя, и было бы нормальным чувствовать себя при этом совершенно естественно. Конечно вы можете выбрать для спасения еще кого-нибудь, но если захотите, а не потому, что вас потом убьет чувство вины.
  • Здоровые отношения человека и общества (включая государство) было бы логичным рассматривать с точки зрения равноценного обмена. Вы живете в этой среде, работаете, содержите государство, участвуете в жизни общества, в разных его процессах, интегрированы в него, поддерживаете, следовательно, можете ожидать от него встречно понимания себя, своих потребностей, своей инаковости от других людей, которая есть в каждом, а не кривых взглядов и шепотков. Иначе говоря, на что вас заряжали, когда ваше «Я» признавали вторичным? Что от вас ждет общество и другие люди? А готовы ли они вам дать то, что ждут от вас? Если вы готовы служить другим бескорыстно, то они, безусловно, достигли цели.
  • Вы можете выбрать, каким образом поступить. Но, соображения долга, пожалуй, будут несколько в духе Людей Последней Буквы. Выбирать из соображений своего удобства – это продуктивно. Для вас.

В одночасье ничего не изменится

Даже если та же самая значимая фигура сообщит вам о том, что позже она поняла, что ошибалась, вы вряд ли на следующий день станете другим человеком. Такие внедрения в наш мозг способны обрастать подкрепляющими подробностями на почти бессознательном уровне и не убираются за один день.

Если мне делают плохо, то почему мне от этого должно быть хорошо?

Вы будете страдать

Более того, есть все основания утверждать, что если вы вдруг решите начать вести себя противоположным образом, то испытаете серьезнейшее чувство вины, которое может причинить вам самые невообразимые страдания. Вам придется извиняться перед объектом вашей мнимой несправедливости. После этого вы испытаете облегчение и, возможно, прекратите попытки пытаться дальше изменить свою жизнь.

Изменения возможны

Изменения возможны и многим людям просто необходимы. Изменения порождают больше свободы, больше возможности для творчества, развивают креативность, но и больше ответственность за свою жизнь. Не говоря уже о том, что если вы собираетесь стать хозяином себе, то вам придется научиться понимать себя. Ведь вы должны представлять себе, почему вам хочется именно это и что вам нужно сделать, чтобы этого достичь. В общем, бонусы есть, но и изменения серьезные. Вероятно, не всем это подходит, но для некоторых людей могут открыть практически безграничные возможности использования своих сил, энергии и таланта для возвышения и успеха такой замечательной, интересной и самостоятельной личности, которой вы на самом деле являетесь.

Возвращение справедливости

И, конечно, было бы ошибкой считать, что возвышая свое «Я», вы, таким образом, теряете моральные качества. Наоборот, таким образом вы возвращаете справедливость по отношению к самому себе и, таким образом, привносите ее и в общество. Американских полицейских инструктируют таким образом, чтобы в первую очередь они сами остались живы. Но никто не упрекнет их в равнодушии и нежелании помочь.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Несколько правильных вопросов

Несколько простых вопросов
qimono / Pixabay

Если мне делают плохо, то почему мне от этого должно быть хорошо? А если мне не хорошо, то кому хорошо?

Если я делаю себе хорошо, но мне от этого плохо, то разве это нормально?

Почему я уверен, что те, кто мне сказал, как правильно, действительно знают как? Более того, почему они считают, что знают, как правильно?

Андрей Петраков
Поделись: