Глубинный психологический аспект современной общественной дискуссии проистекает из разделения источников, в которых человек черпает свое самоуважение, уважение собственной значимости и уверенность, социализация.

Полюса

На одном полюсе находится фокус самоуважения в самом человеке, на другом – это источник самоуважение не в человеке. Не в человеке – это где угодно, в любимой спортивной команде и сплоченной группой фанатов, в стране, покоряющей космос, группе, встречающей инопланетян. В общем, это идея черпания смысла полноценного существования во внешних источниках и разделения их успехов и неудач (лучше, конечно, успехов, поскольку неудачи источников, бывает, отрезвляют их пользователей).

Зависимость

У этого фокуса есть несколько важных особенностей – он вызывает зависимость сродни зависимости от конкретного человека (по сути, разница не очень существенная), поскольку воздействует на важнейшие человеческие стороны жизни – востребованность, важность, самоуважение. В крайних проявлениях он заменяет собой человека полностью, включая мораль, любовь, смысл жизни и другие важные составляющие. Крайние проявления внешнего фокуса – это фанатизм.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Не лишайте самого дорогого

Из всего этого вытекает, что пытаясь лишить человека внешнего фокуса – вы совершаете действия, которые, в некотором смысле схожи с убийством – вы убиваете часть его, а в клинических случаях это может быть созвучно и полноценному убийству. Естественно, что люди будут защищаться тем яростнее, чем они ближе к полюсу.

Куда вы его зовете?

Соответственно, куда вы зовете человека из внешнего фокуса? Как правило, совершается грубейшая ошибка, когда этих людей пытаются затянуть в персональную ответственность за свою жизнь, сказать им слова о том, что они сами являются ценностью, что сами могут решать, как им жить и что делать. Так вот, этого делать нельзя, потому что если бы эти люди хотели бы этого, вернее, были бы способны на это, то они были бы ближе к другому полюсу. А то, что вы им предлагаете – это, фактически, отказ от самого дорогого. Более того, это воспринимается им как предательство существующих у них ценностей.

Варианты общения

Так вот, варианты общения с таким контингентом может заключаться:

  • В неприкосновенности их внешнего фокуса (в смысле не надо его критиковать, или, по крайней мере делать это очень осторожно)
  • В предложении им альтернативного фокуса – любого, кроме личного, желательно, равноценного по значимости тому, который у них есть в настоящий момент.
  • Использование аргументации, связанной со здоровой личной значимостью, в ключе безопасности, возможности спокойного сосуществования обоих полюсов.
  • В рамках объединения на новом внешнем фокусе, безопасном для них.
Андрей Петраков
Поделись: