Социальные сети стали серьезной альтернативой традиционному общению. Этому явлению не так много лет, поэтому, конечно, много непонятного, как они влияют на людей, не провоцируют ли развитие темных сторон нашей личности, и не способствуют ли формированию различных форм антиобщественного поведения. В частности, не способствует ли широкая аудитория сети совершать асоциальные поступки, чтобы приобрести популярность после их демонстрации в социальной сети.

Что точно известно про социальные сети?

Совершенно очевидно, что социальная сеть – это публичное место, где собираются люди, заинтересованные в общении и нахождении в обществе. Если человек в этом не заинтересован, то он или не идет в соцсеть или регистрируется для получения еще одного канала связи с близкими и друзьями и на этом его активность заканчивается, либо его присутствие связано с сугубо профессиональными или познавательными интересами. Активность в обществе (даже если человек ничего не пишет в сеть, а только регулярно присутствует) почти всегда подразумевает потребность в признании. Понятно, что для этого нужно проявлять какую-то активность.

И, злые языки утверждают, что люди идут на самые неблаговидные поступки, вплоть до уголовно-наказуемых, чтобы тиснуть свой ролик в сеть и получить свои несколько минут внимания.

Имеют ли к этому отношение социальные сети?

Так вот, по всей видимости, социальные сети к этому вообще не имеют никакого отношения. Вернее, имеют отношение в том смысле, как и любое общественное явление отказывающее влияние на человека. Утверждать же, что они влияют на число неблаговидных поступков – очень спорное утверждение.

Почему сети, наоборот, скорее способствуют появлению социально приемлемого контента?

Социально приемлемый контент
Pexels / Pixabay

Если вспомнить многочисленные русские поговорки, то среди них нам идеально подойдет эта: «На миру и смерть красна». То есть, сама идея публичного деяния с привлечением внимания публики стара, вероятно, как мир и присуща человеку. И в те времена, когда за понятие социальной сети, возможно, могли бы сжечь на костре. Иначе говоря, если бы не было социальной сети, то просто публичность была бы иной – толпа на улице, друзья на party и любые другие места, где есть внимание общества.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Для привлечения внимания нет никакой необходимости совершать нечто ужасное, отвратительное и омерзительное. Есть много других вариантов, на которые публика реагирует в гораздо благодарнее, чем на нечто асоциальное.

Вероятно социальные сети, наоборот, купируют подобные антиобщественные материалы за счет двойной цензуры. Во-первых, это прямая цензура со стороны администраций социальных сетей. И, во-вторых это цензура со стороны сообщества. Не надо забывать о том, что общество постепенно движется по пути отказа от насилия, повышения толерантности, неприятия асоциальных действий. Насколько это полезно для общество, вопрос второй, но факт состоит в том, что сообщение-нарушитель просто не сможет долго просуществовать в сети. Конечно, есть закрытые сети, но, если кто-то хочет широкой известности, то, естественно, они не та аудитория, которая будет интересна в этом случае.

Таким образом, система фильтров действует просто и эффективно. В результате, мы обречены на радость от просмотра мимимишных котиков, энергичных руферов, непризнанных талантов и прочих социально приемлемых сюжетов. Самое асоциальное, что может предложить большая современная социальная сеть, это корпоративная пьянка с танцами на столе.

Андрей Петраков
Поделись: