Проживая в больших городах, человеку каждый день приходится общаться с огромным количеством людей на работе, дома, в транспорте, магазине. Найти общий язык с каждым не всегда получается. Неосторожное слово, необдуманный поступок, и отношения портятся, что может привести к постоянным конфликтам с коллегами, близкими людьми и, как следствие, к душевному дисбалансу. Для того чтобы этого избежать, нужно вовремя исправить ситуацию, попросив у человека, чьи чувства были задеты, прощения.

Зачем просить прощение?

Казалось бы, нет ничего более очевидного, чем то, что за нанесенную другому человеку обиду нужно просить прощения. Так поступать учат детей взрослые. Однако потом оказывается, что просить прощения не так просто, поэтому люди часто стараются избегать приносить извинения. Порой на следующий день после конфликта человек, нагрубивший или оскорбивший другого, ведет себя так, будто бы ничего не было. Такое поведение в некоторых случаях может сработать, и испытавший обиду не станет настаивать на извинениях. Однако это не означает, что ситуация исчерпала себя. Случится другой конфликт, и непрощеная обида может всплыть и усилить разногласие. Встречается мнение, что просить прощения – признак слабости. Верно это лишь в том случае, если считать слабостью признание своих ошибок. Большинство людей воспринимает признание своей ответственности за неприятную ситуацию сильной чертой характера, проявлением смелости. Способность просить прощения может вывести отношения на новый уровень, сделать их более глубокими, искренними и уважительными.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Как перестать ревновать?

Как правильно просить прощение?

  • Искренность. Самое главное – извинение должно быть искренним. Лучше всего говорить с собеседником откровенно, смотреть прямо на него, не бояться проявлять эмоции.
  • Важно знать, за что просишь прощения. Лучше всего прямо назвать причину извинений, например: «Я прошу прощения за то, что нагрубил тебе». В этом случае сразу видно, что вина осознана, и человек точно знает, что он именно сделал не так.
  • Сожаление о содеянном. Одного признания вины еще не достаточно, нужно показать раскаяние, стыд за свои слова и поступки.
  • Признание ошибки. Все наши поступки и произнесенные слова имеют свою цель и причину. Во время ссоры человек часто говорит или делает то, чего бы никогда не сказал и не сделал в спокойном состоянии, то есть человек в этот момент как бы теряет себя или, как гласит выражение «выходит из себя». Это значит, что сказанное и сделанное человеком во время ссоры ему не свойственно, не является его характеристикой. Однако неблаговидный поступок совершен, грубые слова прозвучали. Этого уже не отменить, поэтому нужно, не оправдываясь, признать свою ошибку.
  • Принять ответственность на себя. Если решение о том, что нужно попросить прощения принято, то стоит взять всю ответственность за сказанное или сделанное на себя. Не нужно перекидывать вину на третье лицо и ни в коем случае на того, у кого просите прощения, иначе будет новый конфликт.
  • Правильно подобранное место и время. Важно найти нужный момент для объяснений и извинений. Если тот, кому адресована просьба о прощении, сильно занят, устал, раздражен, то вряд ли разговор будет удачным. То же касается и времени для объяснений. Иногда бывает так, что на человека вдруг нахлынет желание срочно, сию минуту позвонить и попросить прощения. Это желание может возникнуть ночью или ранним утром. В этом случае, лучше потерпеть и выбрать более подходящее время.

Прощение нужно просить. Не нужно сразу начинать с объяснений и сожалений, потому что человек, которому это адресуется, может просто не захотеть слушать. Лучше всего начать фразой: «Прости меня, пожалуйста, за…», которая настроит разговор сразу на нужный лад.

5 эффективных способов поддержать эмоциональное равновесие

Возможные ошибки

 

Как правильно просить прощение?
Alexas_Fotos / Pixabay
  • Самооправдание: «Прости, я виноват, но я так устал…». В просьбе о прощении вообще лучше избегать всевозможных «но» и «если», не нужно перекладывать вину на усталость, тяжелую работу, трудное детство, сложный характер и тому подобное. Это не извинение, а оправдание своих поступков.
  • Требование понимания: «Я совершил ошибку, но ты должна была понять…». Такая формулировка может привести только к очередному выяснению отношений по поводу того, кто, кому и что должен.
  • Обвинение: «Я был не прав, но твоя вина тоже в этом есть».
  • Выражение сомнения в том, что человека обидели: «Если я тебя обидел, то прошу прощения».
  • Драматизировать. Не стоит усиливать раскаяние, иначе есть риск показаться неискренним.
  • «Давай забудем все». Если нет какой-то конкретной причины, почему стоит забыть обиду, то такой способ вряд ли сработает.
  • Использование формулировки «Извиняюсь». Это слово лучше вообще не употреблять, даже если после него идет подробное объяснение того, за что вы просите прощения. Это возвратный глагол, то есть действие, которое он обозначает, направлено на самого говорящего. Следовательно, говорящий извиняет сам себя. Даже если слушающий не отдает себе в этом отчет, на подсознательном уровне он может почувствовать неискренность в словах собеседника.
  • Извинение по смс. Сейчас, когда большинство людей живут в социальных сетях, это очень распространено. Гораздо легче написать большое послание с извинениями, чем сказать пару слов по этому поводу лично. Тем не менее, такой способ вряд ли будет оценен. Чувства сожаления, раскаяния плохо передаются через слова, их сообщает интонация, мимика, жесты. Важно, чтобы человек видел, что вы чувствуете.

 

psy-zoom
Поделись: