С тех пор как Светлана устроилась на работу руководителем отдела, атмосфера в офисе стала невероятно тягостной, даже уборщица старалась не попадаться ей на глаза. Сотрудники замолкали, когда Светлана входила в комнату, ожидая враждебной критики. Напряжение в коллективе росло.

Светлане говорили о ее конфликтности и агрессивности, но ничего не изменилось. Более того, она принялась мстить тем, кто плохо отзывался о ней. Начались сплетни за закрытыми дверями, оскорбительные комментарии, несправедливые обвинения и навешивание ярлыков. Негативные особенности характера Светланы замечали все, кроме ее руководителя, который считал свою подчиненную милой, в меру требовательной и профессиональной. Все это сводило на нет любые попытки исправить ситуацию.

В отделе персонала внимательно изучили личное дело Светланы. В нем не было ничего необычного. Ее резюме было безупречным, рекомендации проверены, а профессиональную аттестацию она прошла блестяще. Предыдущие работодатели отмечали, что Светлане не хватало навыков общения, но в этом не было ничего катастрофического. В чем же дело? Светлана страдала от расстройства личности, которое трудно выявить на собеседовании.

Существует множество типов личностных расстройств: параноидное, шизоидное, антисоциальное, пограничное, нарциссическое, обсессивно-компульсивное и т. п. Все они характеризуются эгоцентричным поведением, отсутствием гибкости, когнитивными искажениями и недостаточным контролем над импульсами.

Вот типичные признаки того, что ваш руководитель или коллега может страдать от расстройства личности:

1. Рядом с ним вы чувствуете себя неадекватным

Коллегам Светланы часто казалось, что они теряют рассудок. Они не могли найти с руководительницей общий язык. Вступая в конфликт, Светлана убеждала сотрудника, что проблема в нем, приводя длинный список его ошибок и неудач. В результате у подчиненных Светланы развивалась тревожность, стресс и даже депрессия, большую часть дня они чувствовали себя обескураженными и подавленными.

2. Синдром «доктора Джекилла и мистера Хайда»

Одно лицо Светлана демонстрирует коллегам, а высшее руководство видит ее совсем другой. Когда Светлана хочет произвести впечатление, она становится очень обаятельной. Но в обычной ситуации быстро снимает маску, меняясь до неузнаваемости.

3. Вы приучаетесь «ходить на цыпочках»

Сотрудники осторожно общались с начальницей, стараясь обходить острые углы. Они быстро научились считывать ее жесты, позу и выражение лица, чтобы понять, какой день им предстоит. Когда Светлана отсутствовала в офисе, все радовались, потому что атмосфера сразу разряжалась и становилось легче дышать.

4. Сопротивление изменениям

Если Светлана и заговаривала о переменах, она имела в виду лишь то, что измениться должны все остальные, чтобы приспособиться к ней. Она с легкостью нарушала чужие границы, стараясь поставить всех в зависимое положение, чтобы иметь больше влияния и контроля.

5. Ложь

Светлана часто утверждала, что ей все лгут. Хотя на самом деле она была настоящей мастерицей обмана: раздувала из мухи слона, а ключевую информацию утаивала. Светлана проецировала собственное негативное поведение на других, пытаясь отвлечь внимание от своих недостатков.

6. Манипуляция

Излюбленным приемом Светланы было искажение реальности. Чтобы добиться подчинения и уступок, она прибегала к оскорблениям и агрессии. Ее типичное поведение включало словесные нападки («До чего же ты тупая!»), искажение истины («Все было не так»), газлайтинг («Ты, должно быть, сошел с ума, если так думаешь»), запугивание («Ты сделаешь так, как я говорю, или пожалеешь»), принуждение («Тебе придется взять это на себя»), черно-белое мышление («Есть только два способа решить проблему: мой и неправильный») и финансовое насилие («Я решаю, кому сколько заплатить»).

7. Отказ взять на себя ответственность

Если Светлана произносила: «Мне жаль», за этим обычно следовало: «…но вы сами виноваты!». Она никогда не брала на себя ответственность за допущенные ошибки. Во всем она находила вину других сотрудников. Если кто-то, набравшись смелости, указывал на слабые стороны самой Светланы, он немедленно становился ее следующей жертвой.

8. Хаотичная среда

Светлана привносила в рабочую атмосферу огромное количество лишнего стресса. Подчиненные страдали, но сама она, казалось, чувствовала себя как рыба в воде. Когда в офисе становилось слишком спокойно, она создавала бурю из ничего, буквально на пустом месте. Ее раздражала стабильность и размеренность. Временное затишье воцарялось ненадолго и только после того, как Светлане удавалось добиться своего.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

9. Поиск врагов

Светлана всегда говорила и думала только о себе. Если она обращала внимание на других, то лишь затем, чтобы найти очередного козла отпущения. Только ее эмоции, мысли поступки были правильными. Она смотрела на всех сверху вниз, то делало невозможной совместную работу.

Сотрудники с личностными расстройствами создают напряженную рабочую атмосферу, то приводит к текучести кадров. После нескольких попыток убедить Светлану изменить свое поведение, которые ни к чему не привели, ее попросили покинуть организацию.

 

Плейлист по абьюзерам и абьюзивным отношениям

Подписаться на мой youtube-канал
Андрей Петраков
Поделись: