Умение делать выбор и принимать решения – ключевые навыки, определяющие качество жизни. Знание законов мотивации поможет избежать ошибок.

1. Кнут и пряник

Главные мотивы, определяющие поведение: поиск удовольствия и избегание боли. Эти два вектора направляют наши поступки. Мы оцениваем каждую альтернативу, балансируя между ожидаемым удовольствием и потенциальной болью, выбирая вариант, где удовольствие перевешивает.

2. Спрос и предложение

Их сочетание определяет уровень цен и заработной платы. Цену формирует баланс спроса и предложения. Например, за труд, который большинство соискателей находят слишком тяжелым, вам предложат зарплату выше, поскольку предложение ограничено.

3. Фактор удачи

Талант и упорная работа – залог успеха. Однако, удача и случайные события, находящиеся вне нашего контроля, также влияют на результат. Представьте, что два студента с одинаковым уровнем успеваемости ищут работу. Но один начал поиск, когда рынок труда был в состоянии подъема, а другой – во время экономической рецессии. Очевидно, что имея одинаковые стартовые возможности, они достигнут разных результатов. На карьерный успех влияют и других случайные факторы, например, место, где вы родились, учебное заведение, которое закончили, состояние вашего здоровья и так далее.

4. Деньги – это еще не все

Людей мотивирует гораздо большее количество факторов, чем просто финансы. Мы ценим возможность проводить время с друзьями и семьей или тратим много ресурсов на любимое хобби. Не судите обо всем исключительно по денежной стоимости. Как говорил Оскар Уайльд: «Кто такой циник? Человек, который знает цену всему, но не знающий ценности».

5. Закон убывающей чувствительности

Эта тенденция описывает снижение удовольствия, получаемого при постоянном употреблении товара или услуги. Чем чаще вы слышите одну и ту же песню, даже любимую, тем меньше она вам нравится. Даже маленькие удовольствия, вроде чашечки кофе по утрам или послеполуденной прогулки, подчиняются закону убывающей чувствительности. Вот почему сладкоежки предпочитают делить шоколад на кусочки, смакуя удовольствие. Они сознательно уменьшают интенсивность стимула, чтобы продлить наслаждение.

6. Социальные нормы против рыночных

Мы живем в двух мирах: в одном действуют социальные нормы, а в другом рыночные отношения. Люди реагируют на них совершенно по-разному, и смешивать их не рекомендуется. Представьте, друг звонит вам и просит помочь с переездом. Вы можете согласиться, охотно или не очень. Но если он обратится к вам с той же просьбой, но предложит заплатить еще 300 рублей за беспокойство, вы скорее всего решите, что такие деньги не стоят потраченного времени.

Включение рыночных норм в социальные отношения разрушает дружбу и любовь. Приглашая друзей в ресторан, не упоминайте о расходах, которые вы понесли, если не хотите создать неловкую ситуацию.

7. Стремление к справедливости

Все хотят, чтобы к ним относились справедливо. Представьте, что два игрока получили выигрыш, размер которого известен только одному из них. Он предлагает разделить награду, например, по 100 долларов каждому. Второй может как принять, так и отклонить предложение. Если сделка отклонена, деньги не получает никто.

Оптимальная стратегия для первого игрока состоит в том, чтобы предложить второму небольшую сумму, например, 1 доллар. А второму следует принять предложение, потому что получить хоть что-нибудь лучше, чем ничего. Однако, на практике первый игрок обычно предлагает примерно половину суммы, потому что хочет быть справедливым. Когда он пытается сохранить большую часть выигрыша для себя, второй игрок готов совсем отказаться от денег, потому что предложение несправедливо.

8. Невозвратные издержки

Это расходы, которые не подлежат возмещению на момент принятия решения. Хотя прошлые траты не должны влиять на будущие решения, в жизни происходит наоборот. Нам нравится исправлять прошлое, прежде чем двигаться вперед. Распространенный пример – членство в различного рода покупательских клубах. Вам приходится покупать, чтобы «окупить» членский взнос. В результате вы тратите гораздо больше, приобретая вещи или услуги, которые вам не нужны. Вашу мотивацию определяют невозвратные издержки!

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

9. Страх потери

Мы не любим терять то, что у нас есть. И не хотим отказываться от имеющегося. Это объясняет, почему мы склонны зацикливаться на негативных событиях и неудачах, быстро забывая свои успехи и достижения. Если вы хотите больше ценить то, чем обладаете, представьте, что вы этого лишились. Как отчаянно вы захотите все вернуть!

10. Непостоянство предпочтений

Вкусы и предпочтения меняются. Наше поведение определяет импульсивный «исполнитель», стремящийся к немедленному удовлетворению, и дальновидный «планировщик», которому важно достичь долгосрочных целей.

Мало иметь план. Независимо о того, насколько ясные у вас намерения, нет никакой гарантии, что цель будет достигнута, из-за разлада между «исполнителем» и «планировщиком». Навыки самоконтроля сокращают разрыв между намерением и действием.

psy-zoom
Поделись: