Количество людей пытающихся мыслить с рациональных позиций сейчас велико как никогда. В принципе, это присуще сейчас всем относительно развитым обществам, нас это также не обошло стороной.

Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.

Рациональность мышления — это скорее направленность, способ мышления, а не характеристика его эффективности. Не так важно, насколько в конкретном акте мышления (например) была реализована рациональность — может быть, и в явно недостаточном виде, но важно то, что изначально было выбрано направление рационального, по возможности понятийного и желательно логичного мышления. Можно было скатиться к чувствам и впечатлениям, но человек включил голову и начал думать.  

Здесь важно слово «рациональное», как то разумное и логичное, которое отлично от телесного, эмоционального и чувственного. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.

Источник: Психологос

Неоднозначно

С точки зрения психологии мы не можем сказать однозначно, является ли это проблемой для современного человека.

Говоря о рациональном мышлении надо иметь в виду, что в этом нет ничего тревожного как такового. В каждом человеке есть и рациональность и чувственность. Мы все живем используя и то и другое — то есть, и разум и чувства. В каких-то обстоятельствах (например, на работе, или планируя огород) человек может мыслить рационально, в каких-то используя чувства (например, в любви). И, как правило, это не составляет никакой проблемы. Проблема начинается там, где рациональность начинает существенно доминировать, переходя в механистичность. Этот термин, на мой взгляд в гораздо большей степени отражает проблему происходящего в современном обществе.

По сути дела механистичность значительно упрощает бытие, формируя шаблонность мышления. С одной стороны, это удобно, с другой ведет к потере собственной позиции, побуждая пользоваться готовыми шаблонами, не подвергая их критическому анализу.

Рациональность и механистичность сами по себе возникнуть не могли. Что-то послужило стимулом.

Очевидно, что рационализация (интеллектуализации) и механистичность от чего-то защищает человека. И это «что-то» в первую очередь чувства. Чувства, которые возникают в процессе взаимодействия с другими людьми. Чувства — это то, что с одной стороны, делает нашу жизнь полнее и насыщеннее, с другой — то, что может доставлять людям невыносимые страдания, часто превышающие физические.

Чтобы меньше страдать, человек «выдавливает» свои чувства, начиная относиться к миру холодно и сдержанно. Чувства не исчезают, просто они далеко. В принципе, то, о чем мы сейчас говорим в значительной степени относится к шизоидному типу личности. Они существовали всегда и их было немало. Рациональность, переходящая в механистичность стала настолько распространенным явлением, что, его можно классифицировать как страновой психотип. В принципе, говоря о глобальных переменах в людях, обязательно надо вспомнить еще и нарциссическую организацию личности, также имеющую характер эпидемии, но здесь ее рассматривать не будем. Это тем для отдельного материала.

Что приобретает и что теряет человек теряющий свои чувства

Я составил небольшой список приобретений и потерь от капсулирования чувств. Получилось вот что:

Что происходит Комментарий
Я самодостаточен Это примерно означает, что я одиночка и я такой. Во мне есть все, чтобы чувствовать себя комфортно. В принципе, это бывает действительно полезно, поскольку для сензетивных личностей, какими часто бывают шизоиды это путь сохранять внутри собственную идентичность.
Отсутствие потребности в других людях Другие люди мне не нужны. Ведь я самодостаточный, мне не нужны друзья, я не знаю, о чем с ними говорить, они живут в каком-то своем мире, который плохо пересекается с моим.
Надо удалиться от людей — в том смысле, что близкие контакты нежелательны Контактировать с людьми можно, но лучше никого не подпускать к себе близко. Это может быть опасно. Люди назойливы и будут пытаться установить собственные правила, а мне сложно им противостоять.
У меня нет потребности в любви Особенно опасна любовь. Она заставляет раскрыться, что может представлять опасность для моей идентичности. Для моей самодостаточности. Я могу стать зависимым, слабым и потерять себя. Кстати, а что есть я? Поэтому, любовь безопаснее переводить в механистический секс, находя себя в техниках удовлетворения партнера.
Мне не нужно понимать чувства других людей. Надо использовать людей Поскольку тесные отношения с людьми меня не интересуют, мне нет необходимости пытаться понять чувства других людей. Это может быть опасно для моей самодостаточности. Ведь я самодостаточен? А поскольку я не хочу тесных контактов с другими людьми, я могу подходить к ним с механистической точки зрения — в идеале мне нужен просто механизм управления людьми. Я хочу отдавать команды — они исполнять. А разве можно  иначе?
Мне не нужно чувствовать Чувства? — на это нет времени. Чувства не дали мне ничего хорошего в жизни, поэтому самым правильным будет просто отказаться от них. Взаимодействие с внешним миром я буду осуществлять исключительно на интеллектуальном уровне. Это же так просто и похоже на «Мозг отдает приказ, тело послушно выполняет» (Из фильма «Такси 3″). Вот объясните, зачем мне чувствовать?

Если что-то происходит, значит для этого были какие-то причины. Рациональность и механистичность сами по себе возникнуть не могли. Что-то послужило стимулом. Точные причины этого явления до конца не изучены, но, вполне определенно можно сказать, что это ответ на меняющуюся реальность. Точнее, ответ нашей психики на определенные изменения.

Откуда что берется

Свобода

В первую очередь речь идет о свободе мысли и насаждении толерантности. Глупо спорить, что это не принесло положительных результатов. Но, одновременно, не сдерживаемая свобода выражения мнений позволила проявиться бунту в отношении традиционных ценностей. Высокая любовь, глубокие дружеские чувства, стремление понять других людей, самосовершенствование подменяются отрицанием этих ценностей, и взамен предлагается упрощенный подход — зачем все это? Это мешает жить, это приносит нам страдания и прочие сложности. Вывод — надо быть проще. Следствие — зачем любить, если можно банально трахаться, зачем дружить просто так, если можно извлекать пользу, зачем помогать ближнему, если это приносит неудобства (например, зачем звонить в милицию, если кого-то бьют, когда можно это заснять на мобильный телефон, скинуть на YT и поржать), наконец, зачем чувствовать, если можно поступать рационально, опираясь на интеллект. В этом отношении я считаю, что равнодушие и рациональность тесно связаны.

[nextpage title=”Следующая страница”]

Равенство

Демократизация общества сделала возможным тесное взаимодействие разных социальных слоев населения. В том числе тех, кто исповедовал ценности и те, кому было на них глубоко наплевать. Выравнивание, соответственно, оказалось сродни падению. Слои «с ценностями» решили, что живут слишком сложно — теперь можно жить проще и стали это делать, благо пример заразителен. Отдельно надо отметить половое равенство. Удивительно, но среди женщин бытует мнение, что для того, чтобы получить равные с мужчинами права надо максимально приблизиться к ним во всем, включая манеру поведения, одежду, привычки. Впрочем, мужчины двинулись навстречу. В итоге, мы получаем вместо любовных отношений — отношения по снятию физического напряжения, вместо семейных — их отсутствие. Женщина, в которой «сидит» мужчина не захочет «противоестественных» отношений с противоположным полом. То же самое относится и к мужчинам. Не до конца понятно, почему это происходит именно таким образом, но движение очевидное. Естественно, все это провоцирует отход от наших чувств, поскольку утрата половых ролей может происходить только при притуплении чувственной составляющей. Получилось, может несколько утрировано, но и движение продолжается.

Средства массовой информации

Ничем не сдерживаемые, они с удивительным энтузиазмом занялись разрушением существующих моральных ценностей. Как будто им за это специально приплачивают. У них одна ценность — это свобода. Причем, чем свободнее, тем лучше. Возможно, свобода в плане разрушения традиционных устоев, выбивание почвы под ногами людей в виде морали и не давая ничего взамен мы получаем разрушение некоей идентичности нации, которая превращается в стадо псевдо-свободных механизмов, которое, теоретически, при неблагоприятных обстоятельствах с легкостью может быть поглощено другой, гораздо более примитивной, на первый взгляд, культурой.

Глобализация

Мир стал восприниматься слишком большим. Раньше мир был размером с деревню, потом с город, потом — со страну, теперь мир — это вся планета. Человек чувствует себя слишком маленьким в этом мире. Он чувствует, что неспособен ничего изменить. От него ничего не зависит, он не может ни на что влиять. Он — песчинка, он — ничто. Его настигает отчаяние, которое он вынужден трансформировать в бесчувственность, чтобы избежать всепоглощающей тревоги, которая его настигает. А в нашей стране по понятным причинам этот фактор можно умножать на два.

Воспитание

Устройство мира таково, что очень часто материального успеха добиваются люди, прямо скажем не демонстирующие высоких моральных ценностей и, более того, чувственности. Образец успеха — холодный, циничный бизнесмен, идущий по головам (во всяком случае, у нас). Естественно, что родители стали прививать детям именно такие способы выживания в этом мире. А, даже если этого и не происходило, это не мешало детям наблюдать подобные картины и делать собственные выводы., в которым чувствам отводится второстепенное место.

Технологический бум

Технологии очень сильно скрашивают человеческое одиночество. Но только на первый взгляд. Тот же интернет стал мощной информационной базой, возможностью получать знания и развиваться. А вот для выражения своих эмоций это не самое подходящее место. Вернее, люди с гораздо большей охотой будут реагировать на что-то смешное, веселое и беззаботное. Но если человек приходит в поисках поддержки — с криком о помощи в тяжелой для него ситуации, то он вряд ли что-то найдет — это людей интересует гораздо меньше, к тому же всегда существует реальный риск нарываться на осмеяние и грубость, не говоря уже о том, что о чем бы не писал человек, он остается обезличенным и все советы достаются не ему, а представлению людей о нем, то есть, фантазии, что за ситуация, в которой человек оказался и что этот человек собой представляет. Очевидно, это тоже хороший повод зарыть свои чувства поглубже и, в идеале, постараться отказаться от них. Кроме того, появление интернета как ничто другое способствовало уничтожению приватности, заставляя людей подсознательно быть кем-то еще. Естественно, в первую очередь страдают наши чувства.

Говоря о рациональном мышлении надо иметь в виду, что в этом нет ничего тревожного как такового. В каждом человеке есть и рациональность и чувственность.

Отказ от чувств есть явление гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд. Хорошо, если человек остается на уровне рациональности — он просто в большей степени пользуется рациональный подход и в меньшей степени чувственной составляющей. Добираясь до механистичности человек теряет основу в виде себя. Он застревает словно в вакууме. С одной стороны, ему недоступно мыслить рационально, поскольку теряется движущая сила собственных потребностей,  с другой у него глубоко затаилась чувственность. Все, что у него остается — это шаблоны. Самое неприятное в шаблонности это то, что, в большинстве случаев это не его шаблоны. Это шаблоны, придуманные кем-то и которыми человек пользуется, не отдавая себе отчет в том, почему именно он это делает и куда это его приведет. Более того — он не знает, чего он хочет, почему этого хочет и как этого достигать. Шаблон утверждает, что так надо и существенно упрощает жизнь, не оставляя в ней место размышлениям. Фактически — это сектантское мышление. У человека отключается аналитический аппарат. У него нет способов проверки, как правильно именно для него. Он принимает на веру, что получаемое откуда-то из вне — есть правильно. Например — правильно трахать все, что движется, правильно — всегда быть сдержанным, нормально — не испытывать угрызений совести при совершении постыдных поступков, потому что понятие постыдного поступка было осмеяно и подвергнуто порицанию. А почему собственно? Кто это утверждает? Так делают все? Так вот и получается, что в попытке стать индивидуальностями люди просто перетекли в другое стадо, пропуском в который становятся три «Б» — бесчувствие, безразличие, бездумность.

Думается, что субкультура Эмо зародилась во многом как ответ, как противостояние нарождающейся бесчувственности. То есть, уже эдакий бунт против бунта. Собственно, надо понимать, что ни одна субкультура, движение или направление не могут появиться, если в определенных слоях общества не созревает на это запрос. Сточки зрения психологии вопроса о нормальности Этмо не возникает – один из принципов психологии, это воспринимать людей такими, как они есть, пока нет психиатрического диагноза, а вот общество вполне могло бы задать себе вопрос – «кто же на самом деле нормален?».

Теперь самый главный вопрос — что же делать со всем этим ущемлением чувств? Нормально ли это в нашем мире, не есть ли это именно то, чего хочет человек? Можно попробовать немного порассуждать.

Одна из целей мышления — сделать правильный выбор. Но к этому простому утверждению есть простой вопрос: как проверить правильность выбора.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

По-видимому, в основе человека лежать чувства и эмоции. При помощи мыслительного аппарата мы можем осознать их глубинные составляющие и сделать осознанный выбор. При этом в основе критерия правильности все равно будут чувства. Это, конечно, не означает, что мы совершаем только такие выборы — есть еще и необходимые выборы, зачастую противоречащие нашим чувствам. Так вот, получается, что при шаблонном мышлении человек просто не имеет критериев проверки правильности выбора, который вынужден сделать. Более того, совершенно не очевидно, что ему и надо что-то делать — ведь ему дается готовый вариант, считающийся как достаточный.

Вероятно, осознанный выбор — это единственный выбор, который можно приветствовать. И он имеет довольно опосредованное отношение и к рациональному и уж тем более к механистичному мышлению — и то и другие опираются на информацию и некую принятую оценку правильности очень часто идя в разрез с истинными желаниями. Проблем было бы меньше, если бы психика была послушна, как собака, но она способна удивительным образом изворачиваться, не позволяя самому организованному и рациональному человеку достичь поставленной цели.

Осознанный выбор — это выбор, полученный в результате сравнения вариантов необходимости совершения именно такого выбора и его настоящих источников. (почему именно есть такая необходимость — вопрос второй). Источники — это наше подсознание с нашими неосознанными пока желаниями, базирующимися на наших чувствах и телесных потребностях.

Андрей Петраков
Поделись: