Почему я? Или, как вариация: “Почему это случилось со мной?”, “Почему снова я?” и аналогичные, на первый взгляд, философские вопросы.

Как часто мы слышим этот вырвавшийся откуда-то из глубины души крик, шепот, стон, имеющий массу эмоциональных оттенков и всегда произносимым с таким чувством, с таким укором всему миру, что невольно хочется вылить на этого человека ведро сочувствия, понимания, утешения, проникновенности его непростой долей, и встать на его защиту наперекор несправедливой судьбе.

Когда задается вопрос “Почему я?” к кому может апеллировать человек?

Когда возникает подобный вопрос?

Вопрос этот задается тогда, когда с человеком происходит что-то плохое. Например, болезнь, расставание, сорвавшиеся планы и другие ситуации разной степени тяжести.

Для того, чтобы задаваться подобными вопросами уровень постигших человека несчастий вовсе не должен быть запредельным. В большинстве случаев оказывается вполне достаточно обычных житейских неурядиц и бытовых проблем. Например, “почему такая скотина досталась именно мне?” (в частности, о муже), “у всех дети как дети, а у меня (нас)…”. Или же, совсем мелкое: “Пусть хоть сегодня автобус приедет вовремя” (имеется в виду ситуация не тогда, когда ничего сверхъестественного у человека не произошло), или же “ну почему именно на мне закончились помидоры?”

Вроде бы можно сказать, что “вопрошание” имеет философский оттенок, характеризуя “вопрошающего” как глубокого мыслителя, размышляющего и постигающего. Надо сказать, что в некоторых случаях так и бывает. Тем не менее, людей, спокойно, холодно и аналитически подходящих к рассмотрению этого животрепещущего вопроса самое что ни на есть подавляющее меньшинство. О чем же тогда люди спрашивают на самом деле и что они хотят услышать в ответ?

Трудности жизни: случайность или наша работа?

Отдавать себе отчет

Нужно уточнить, что в большинстве случаев люди абсолютно не отдают себе отчета в актуальности этого вопроса. Для них он вроде бы и не имеет никакого значения – так, скорее, посмеяться над собой. Но это, как правило не так. Вопрос очень даже отражает глубинные конфликты, которые в этом человеке присутствуют. Причем, в зависимости от интенсивности они могут варьироваться от “практически не мешающих жить” до делающих существование человека абсолютно невыносимым, когда он самостоятельно не может в себе разобраться. Некоторые продвинутые индивиды на уровне разума способны самостоятельно отследить проблему, но вот решить ее уже самостоятельно, практически никто не в состоянии.

К кому обращаемся?

Когда задается вопрос “Почему я?” к кому может апеллировать человек? Ведь совершенно очевидно, что практически никто из окружения не знает на него ответ. Кто-то, ответит (щадя и сочувствуя), что “такое может случится с каждым”, “не повезло”, “так жизнь (обстоятельства) сложилась”. Кто-то, особенно, если знаком со всей цепочкой событий будет резать правду-матку в глаза. Последнее, вероятно, является более честным и терапевтичным, но, как правило, это не то, что хочет услышать пострадавший.

О чем люди договариваются с судьбой? – О множестве самых разных вещей.

Так все-таки?

Так все-таки кому задается этот вопрос? Тут, с одной стороны, можно сказать, что все просто, с другой все сложно. Просто – потому что чаще всего этот вопрос задается различным судьбоносным проявлениям – Богу, судьбе, космосу, мифическим высшим силам и прочим схожим проявлениям непознанного и непознаваемого. А сложно – потому что имеет значение не только, кому он адресуется, а почему он вообще возникает. Если вопрос адресован неким высшим силам, то, логично предположить, что наличие того или исхода дела, в результате которого человек оказался в проблемной ситуации, зависело от них. Таким образом, возникает следующий вопрос, если человек считает, что обращается к правильной инстанции (а он считает), то мы можем ожидать, что имел место некий договор, контракт, согласно которому ничего из случившихся неприятностей, случится было не должно. А контракт, как известно заключается на двусторонней основе. В нашем случае одна сторона – это человек, в другом нечто, что удобнее называть судьбой. И эти контракты действительно заключаются. Очень часто и огромным количеством людей. Отдают ли люди себе отчет в полной мере, что это не более, чем игры разума? – Нет, подавляющее большинство людей это всего лишь ощущает где-то на границе сознательного и бессознательного, теша себя несбыточной надеждой, что именно с ним будет все так, как он хочет. Согласитесь, ситуация на первый взгляд абсолютно бредовая – не видя второго участника сделки, не понимая его возможностей, не осознавая степени заинтересованности второй стороны в каких-либо взаимоотношениях, не имея четкой обратной связи, наконец, пытаться достичь каких-либо договоренностей просто наивно. Но только не для человека, живущего подобными соглашениями. Для него это абсолютно реально. Вот только, за вторую сторону сделки также выступает он сам. Впрочем, в это человек уже не верит.

Как уже упоминалось, люди не отдают себе отчета в том, что они “связаны договорными обязательствами”. Но по факту, они их выполняют.

О чем можно договариваться с судьбой?

MasterTux / Pixabay

О чем люди договариваются с судьбой? О множестве самых разных вещей. Они могут быть вполне конкретными, а могут быть самыми общими и неконкретными.
Например, “если я буду жить честно и по справедливости, то мне непременно воздастся”. Или “я всю жизнь честно работал, значит я чего-то там заслужил”, “я никогда никому плохого слова не сказал, поэтому со мной ничего плохого приключиться не может”. Бывают менее масштабные договоренности – например, “если сегодня у меня что-то получится, то обязательно поставлю свечку”. И так далее и тому подобное. По сути дела, примеры подобных ситуаций хорошо просматривается по сюжетам некоторых детских сказок, когда главный герой тихо и бессловестно страдает, а потом вдруг получает некий свой объем счастья, не прилагая к этому практически никаких усилий. В каких-то сказках есть прямая аналогия “предварительное искупление” – компенсация, в каких-то, вроде “Золушки” оно только подразумевается. В любом случае, практика получения чего-то за какие-то свои собственные абстрактные страдания порочна.

Контракт с судьбой сам по себе не являлся бы большой проблемой, если бы в большинстве случаев не подразумевал собой нечто большее. Обычный человек, реально существующий в реальном мире вряд ли нуждается в подобных сделках. Он твердо стоит на ногах, спокойно принимая свое будущее и решает проблемы исходя из имеющихся в его личном расположении возможностей. Иначе говоря, он способен принять на себя ответственность и жить своей жизнью, в которую не включается вмешательство потусторонних сил.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

В этом мире – я очень значимый человек, или подъем самооценки

Почва

Почвой для подобного рода сделок является недостаточная самоидентификация, или, в некоторых случаях практически полная потеря своего “Я” и подмена его на весьма спорные (но для таких людей абсолютно логичные и очевидные) установки, идеалы, фантазии. Чаще всего основа проблемы закладывается в детстве и позже на нее наслаиваются все новые и новые пласты. А первопричиной может служить что угодно – например, остро испытанное чувство одиночества, связанное с проблемами в семье, травма, когда родители не смогли защитить своего ребенка от какой-то, возможно, на первый взгляд несущественной неприятности. Возможно, подобное поведение было присуще членам семьи и основы ребенок просто копировал. Это может быть опасность, которая сопровождало ранние годы жизни – например, отец, напиваясь, мог серьезно угрожать здоровью членов семьи. Кстати, слухи про отца с топором – это не сюжет анекдотов. Топоры, как это не печально, мелькают чаще, чем можно было бы ожидать.

Поддается ли проблема решению? – Несомненно. Конечно, не быстро, не сразу, но современные методы психологии вполне способные ее решить. В частности, вернуть “на землю”, избавить от травм и дать навыки другого поведения если таковые отсутствуют.

Андрей Петраков
Поделись: