Бывало ли с вами такое: неуверенность – выключен ли газ (утюг, вода и тому подобное) – отравляла вам весь день? Сначала вы упрекали себя за рассеянность, потом за то, что не вернулись сразу же и не проверили, потом воображение рисовало яркие картины ужасных последствий. Вы спешите домой – дом не оцеплен, нет аварийных и пожарных машин, подъезд, лифт, квартира. Все в порядке.

Особый пласт тревоги – тревога за детей. Как мы переходим с ними через дорогу? Вцепляемся в ребенка мертвой хваткой, даже если он уже давно не в том возрасте, чтобы вырваться и побежать под машину.

Но, скажете вы, разве нет на самом деле всех этих опасностей? Разве не случаются с детьми всевозможные неприятности, стоит нам потерять бдительность? Разве не писали на прошлой неделе в газете о том ужасном пожаре из-за замкнувшей электропроводки? Что ж, можете, если хотите, холить и лелеять свою тревогу. Можете даже гордиться ею и считать ее своим достоинством – ваше право. И тогда целью вашей жизни станет сложная и изобретательная борьба с проблемами, которые еще не начались.

Этот неприятный холодок в груди. Тоскливо. Нервы напряжены. Какие-то опасения непонятно от чего не дают расслабиться, радоваться жизни. Подобные ощущения могут возникнуть в любой значимой ситуации – например, перед визитом в организацию, где решается «ваш вопрос», или в ожидании серьезного разговора. Часто мы волнуемся из-за неопределенности. Обычный звонок в дверь вызывает тревогу: никого не ждем, кто бы это? Словом, подобные ситуации могут создать реальную или воображаемую угрозу душевному благополучию, и психика реагирует на эту угрозу чувством тревоги.

Повышенный уровень тревожности

Галина Николаевна не первый год работает медсестрой в одной из московских больниц. Это приятная, очень ответственная женщина, и мало кто догадывается о сопровождающем ее повсюду беспокойстве.

Она стремится застраховаться от любых возможных неприятностей и поэтому носит с собой все, что может срочно понадобиться. В ее безразмерной сумке вы найдете: складной стаканчик, набор разноцветных ниток, кучу лекарств, запасные колготки, калькулятор, пачку салфеток, клей, лак для волос, ну разве что нет утюга. Деньги Галина Николаевна носит не в кошельке, а в картонной коробочке – чтобы никто на них не позарился. С работы она чуть ли не каждые полчаса звонит домой: пришли ли дети из школы? Поели ли? Как уроки? Закрыта ли форточка? Напоминает, чтобы никому не открывали дверь. Не велит долго смотреть телевизор. В каждый карман она кладет детям бумажку с именем, фамилией, домашним адресом, группой крови. Ее профессия – еще одна подстраховка: «в случае чего» вылечит всю семью.

Кому-то поведение Галины Николаевны покажется доведенным до абсурда, а кто-то просто не мыслит себе иного отношения к жизни. У каждого из нас свой уровень тревожности, мы все по-разному оцениваем окружающий мир с точки зрения затаенной в нем опасности. У Галины Николаевны тревожность явно повышена, но есть и другая крайность.

Неадекватное спокойствие

Она представляется всем как Мила, игриво хихикая. Этой женщине около сорока лет, она работает бухгалтером в небольшом, дышащем на ладан банке. На рабочем месте она чувствует себя весьма комфортно, чего нельзя сказать о ее коллегах. Мила легко встревает в чужие разговоры, высказывает свое мнение уверенно, безапелляционно, впрочем, не агрессивно. Она с легкостью возьмет с вашего стола все, что ей нужно: фломастер, газету, кружку. Берите и у нее – ей не жалко. Не постесняется одолжить у вас косметику.

Ее чересчур непосредственное поведение в общественных местах привлекает удивленное внимание окружающих. Коллеги стараются не ходить с ней в магазин, не ездить вместе домой.

Все на работе говорят о том, что банк скоро лопнет, придется подыскивать другое место. Звонят куда-то, ищут вакансии, обмениваются опытом, телефонами, обещаниями. А Мила? Мила не суетится и не волнуется – как-нибудь все само устроится.

Такой, слишком низкий уровень тревожности психологи называют «неадекватное спокойствие». Он также имеет много негативных сторон. Мила не видит своих недостатков, не боится быть неверно понятой, плохо оцененной, нелепой, – а значит, у нее нет стимула работать над собой. Она легкомысленна и беспечна даже в тех ситуациях, когда не волноваться просто странно.

А ведь тревога – это сигнал, предупреждающий нас о том, что пора принимать меры против надвигающейся опасности. Это тот инструмент нашей психики, который помогает нам приспособиться к требованиям окружающего мира – разумеется, в ограниченных дозах. Что же делать, если «дозиметр» вас подводит?

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему

Итак, если различные опасения слишком часто или слишком сильно угнетают вас, научитесь с ними бороться. Речь, однако, идет не о том, чтобы свести тревожность на нет. Достаточно снизить ее до оптимального уровня.

Классик популярной психологии Карнеги советует в любой ситуации, вызывающей ваше беспокойство, представить себе наихудший ее исход. Да-да, именно тот, которого вы больше всего боитесь. «Вживитесь» в такой расклад, решите, что будете делать. Вы опасаетесь потерять паспорт? Расстаться с мужем? Неудачно покрасить волосы? Упустить мысль, диктуя сообщение на автоответчик? Составьте себе план, что вы будете делать, если опасения оправдаются. И, может быть, ситуация покажется вам не такой уж страшной. После этого разработайте другой план – как избежать этой опасности.

Проанализируйте все возможные пути, придумайте оригинальные решения – тут вам с вашей способностью к анализу и самоанализу нет равных. Это отличительная черта людей, склонных к повышенной тревожности.

 

psy-zoom
Поделись: