От умения убедительно и правильно говорить зависит эффективность вашего взаимодействия с другими людьми. А значит – эффективность и успеваемость вас, как члена общества.

Важность умения говорить

Искусство говорить так, чтобы тебя слушали и услышали, очень важное, если ваша деятельность связана с постоянным общением с людьми. Для разных людей это умение может иметь свое значение. Например, для руководителей, политиков, адвокатов, учителей, и всех других лиц, которым приходится выступать перед людьми, оно жизненно необходимо. Для других может просто помогать выражать свои мысли в будничном общении, аргументировать свое мнение, убеждать собеседника и отстаивать свои интересы. В некоторых ситуациях этот навык может стать решающим даже для рядового человека. Например, во время собеседования с потенциальным работодателем. Поэтому научиться красиво говорить в любом случае стоит всем, кто заинтересован в своем развитии.

С чего начать

Вначале нужно подготовиться информационно, ознакомиться с теорией и советами относительно совершенствования ораторских навыков. Собственно, вы уже это делаете, дальше в этой статье мы перейдем к конкретным практикам, которые помогут вам овладеть искусством говорить. Можно попробовать работать над своей речью, без подсказок. Но согласитесь: ознакомиться с советами специалистов не будет лишним. Так ваши занятия будут эффективнее и быстрее дадут результат.

Сделайте запись своего выступления

Такая запись может стать неплохой отправной точкой в вашей учебе. Запишите свою речь на камеру. Это не обязательно (хотя и желательно) должно быть публичное выступление: не все имеют возможность выступить перед аудиторией. Можете использовать даже запись вашего разговора с кем-то по скайпу. Можете выступить перед друзьями и попросить записать вас. Если и это трудно сделать, запишите для начала себя сами. Прослушайте запись и отметьте все слабые места вашего выступления. Это может быть:

– плохая дикция, глотание звуков;
– слишком тихий голос;
– слова-паразиты;
– слишком быстрая речь;
– неуверенный вид;
– интенсивные, странные жесты или их отсутствие.

Поняв, что именно нуждается в коррекции, начинайте работать над слабыми местами. Например, для тренировки дикции, выучите скороговорки и научитесь читать их выразительно и четко. Такие упражнения делают даже профессиональные теле- и радиоведущие, чтобы усовершенствовать свое ораторское искусство и «размяться» перед эфиром.

Научитесь делать паузы

Обычно человек, который боится или чувствует себя некомфортно во время речи, спешит. Отсюда и глотание звуков, и невнимательность аудитории, – ведь люди не успевают за вашей мыслью, чувствуют ваше волнение и вместо того, чтобы думать о ваших словах, начинают думать о вас, сочувствовать или наоборот насмехаться. Однако связь волнение-быстрая речь может иметь и обратное направление. Если вам удастся заставить себя говорить медленнее и делать паузы, волнение со временем может уменьшиться и совсем исчезнуть.

Зрительный контакт

Еще один признак неуверенного и неопытного оратора – блуждающий взгляд или взгляд в пустоту. Зрительный контакт очень важен. Это поможет вам чувствовать аудиторию и поддерживать с ней связь. Если вы общаетесь с одним человеком, нужно постоянно смотреть ему в глаза. Если людей немного – старайтесь по очереди смотреть на каждого. Если же аудитория большая, найдите несколько случайных слушателей, которые наиболее внимательно вас слушают, и обращайтесь к ним по очереди. Когда вы говорите для кого-то конкретно, это всегда звучит более убедительно, чем когда вы говорите «для всех» сразу.

Авторитеты

Смотрите выступления популярных спикеров. Кто-кто, а они знают, как говорить, чтобы быть убедительным. Обращайте внимание на все: позу, жесты, мимику, как они подают информацию. Свои наблюдения записывайте, то, что вам понравилось, старайтесь приспособить к своим речам. Обратите внимание на то, как они работают с аудиторией, какие приемы применяют. Среди таких приемов вы можете заметить так называемый сторителлинг – когда оратор рассказывает какую-то историю из жизни – своей или кого-то другого, – которая подводит к теме выступления или иллюстрирует ее. Другой распространенный и очень эффективный прием – обращение к аудитории. Это может быть вопрос. Даже если он риторический, такое обращение к слушателям способствует привлечению аудитории.

Конкретика и аргументы

Как нужно говорить, чтобы тебя услышали? Больше конкретики и аргументов! Выступаете вы перед большой аудиторией или общаетесь с работодателем на собеседовании, помните, что вы будете убедительными только в том случае, если вы будете оперировать фактами, а не общими высказываниями. То есть, вместо говорить: «я хороший работник» следует привести конкретные примеры, которые докажут ваш профессионализм. Также, если вы стремитесь что-то доказать аудитории, нужно апеллировать не столько к эмоциям, сколько к рациональным аргументам. Вместо говорить «это просто бомба», приведите аргументы, услышав которые, слушатели сами сделают такой вывод.

Эмоции тоже важны

Впрочем, предыдущий совет не значит, что выступление должно быть сухим. Нехватка эмоций делает речь блеклой, слушателям она быстро надоедает. Однако эти эмоции далеко не всегда должны быть, так сказать, на поверхности. Обратите внимание, что многие блестящие комики внешне не выражают никаких эмоций, иногда они даже подчеркнуто отстранены, однако вызывают бурную реакцию. Известные спикеры тоже редко подпрыгивают от чувств. Они в основном ведут себя на сцене спокойно, однако чувствуется, что они проживают каждое слово, что эмоции бурлят у них внутри. Иначе бы они не заинтересовали слушателей. Чтобы повлиять на аудиторию нужно переживать за то, о чем вы рассказываете. Или, по крайней мере, уметь делать вид – что и делают политики, которым часто приходится врать. Одна из формул ораторского успеха звучит так: иметь, что сказать, и стараться глубоко это выразить.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Как преодолеть страх публичных выступлений

Заметьте, полностью избавиться от волнения перед аудиторией не удастся. По крайней мере, даже профессионалы сцены часто сознаются, что продолжают чувствовать страх публичных выступлений. Однако способы уменьшить напряжение все же есть. Кто-то медитирует перед выступлением, кто-то слушает любимую музыку. Также есть некоторые приемы во время самой речи. Об одном уже говорилось – делать паузы и не спешить. Некоторые спикеры также используют триггеры. Например, берут в руку монету или какой-то предмет, который они ассоциируют с успокоением. И когда чувствуют волнение, незаметно сжимают его. Говорят, работает.

Как подготовиться к выступлению

Одна из предпосылок удачного выступления – подготовка. Особенно, если вам недостает опыта, а импровизация – не совсем ваше. Во-первых, речь желательно выучить наизусть и несколько раз проговорить ее, желательно перед кем-то. Чтобы лучше запомнить текст, разбейте его на тезисы. Вам достаточно будет держать в голове эти тезисы, а их развернутый вариант можно подать своими словами. Если предусматривается интерактив, например, на том же собеседовании, подготовьтесь заранее к вопросам, в том числе к неудобным. Также заметьте, что выступление не должно быть слишком длинным. Лучше завершить доклад, когда аудитория все еще заинтересована вас слушать, чем после того, как ей уже стало скучно.

Все эти подсказки по поводу того, как говорить, чтобы тебя услышали, помогут вам овладеть ораторским искусством. Однако помните, что все они будут напрасными без практики. Лучше не знать теории и постоянно тренироваться, чем в совершенстве все усвоить, но не работать над собой.

psy-zoom
Поделись: