Вы давно собираетесь заняться своей фигурой, дописать важный отчет, больше внимания уделять финансовым аспектам быта, но все время откладываете эти дела на потом, попозже, когда-нибудь? Это никакая не лень: такая привычка носит мудреное название “прокрастинация”. Что это вообще такое и почему прокрастинация стала частью жизни очень многих людей? Попробуем разобраться в этом вместе.
Зачастую причина откладывания важных дел на потом связана с банальным перфекционизмом. Человек привык все делать идеально, но к новым задачам подходит с напряжением – а вдруг я ошибусь? Сделаю что-то не так? Может, отложить выполнение этой задачи на потом, когда я точно буду знать, как надо это делать?
Или же прокрастинация является симптомом эмоционального и физического опустошения (что не редкость в наше время). Работник не выполняет поставленную перед ним задачу вовремя просто потому, что нет ни сил, ни вдохновения, ни желания.
Еще одна причина прокрастинации – неумение расставлять приоритеты и планировать свой день. Краткосрочные задачи в вашем списке дел превалируют над долгосрочными? Вам проще совершить два телефонных звонка за 10 минут, нежели усердно разбирать документы в течение часа? Часто прокрастинируют люди не усидчивые, которым трудно концентрировать свое внимание на чем-то одном в течение долгого времени.
Без сомнения, прокрастинация – это не очень хорошо. Откладывая нужные и срочные дела на потом, мы рискуем получить выговор от начальства и прослыть лентяем в глазах окружающих. Как же бороться с нею?
Сперва надо конкретизировать не только саму задачу, но и точно установить время ее выполнения. Скажем, вам надо подготовить важный договор. Решите для себя, что его составлением вы займетесь не “примерно после обеда”, а точно в два или три часа дня.
И тут уже понадобится вся ваша сила воли. Если решили плотно заняться договором – выполняйте именно эту задачу. Ее можно разбить на несколько блоков: составление черновика, согласование отдельных пунктов со сторонами, выяснение нюансов. Начинайте работу с того блока, который наиболее вам интересен и приятен для выполнения, потом переходите к другим.
Не давайте никому и ничему вас отвлекать: отключите на время смартфон, закройтесь в кабинете или попросите коллег вести себя потише. Много времени тратится на перекуры, чаепитие и просто беседы с другими сотрудниками? Постарайтесь не отвлекаться на все это.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…
Очень ценный совет – придумайте себе вознаграждение за проделанную работу. Это может быть покупка чего-то желанного, просто похвала (да, самого себя хвалить надо), просмотр любимого фильма вечером после работы и другие “приятности”.
Если ощущаете, что за отведенное время проект выполнить не удается, как бы вы не старались и не преодолевали прокрастинацию – не бойтесь просить еще немного времени или помощи у коллег.
И, наконец, признайте то, что иногда откладывать дела даже повышенной важности – это абсолютно нормально. Человек не машина, и без сбоев работать не может. Нет сил и вдохновение куда-то упорхнуло? Сделайте небольшой перерыв, отвлекитесь. Потом сможете приступить к делам снова.
- Не лень, а стратегия выживания: 2 типа прокрастинации и как с ними бороться? - 3 мая, 2024
- Пять приобретенных привычек женщины после потери собственного достоинства - 18 апреля, 2024
- Как восстановиться после абьюзивных отношений? - 15 апреля, 2024