Человек есть существо общественное и в основной своей массе неотделимое от общества, без которого он, как известно, быстро хиреет. Это означает, что любой человек в той или иной степени зависит от мнения других людей, то есть от их точки зрения. У человека есть несколько таких источников условной зависимости. Каждый из них что-то означает и в той или иной степени оказывает влияние на всю жизнь человека. Влияют родители, друзья, авторитетные фигуры, мнение руководства страны, транслируемое при помощи средств массовой информации, влияет социальная или профессиональная группа, с которой ассоциирует себя человек. Влиять может все, что угодно и это нормально в большинстве случаев. Более того, полностью это влияние устранить невозможно. Вопрос только в степени этого влияние и степени зависимости конкретного человека от него.

Полюса

В этой связи, проблемы возникают как правило на двух полюсах. С одной стороны, это полное пренебрежение правилами и переход в рациональное состояние (в данном случае это не совсем ассоциальность в ее классическом исполнении), с другой это слишком сильная зависимость от мнения других людей, она же перерастает в страх и неспособность принятия самостоятельных решений.

Проявления зависимости

Излишняя зависимость от чужого мнения может проявляться в самых разнообразных видах. Например, слепое поклонение авторитетам. В частности, многие люди, будучи уже взрослыми продолжают действовать с оглядкой на родителей, отдавая инициативу принятия важны решений, таких, как брак, новая работа и других в их руки. Фактически, таким образом они реализуют свою детскую модель поведения, с которой не смогли в свое время расстаться. Кстати, проблема отделения от родителей и зависимость от них — одна из базовых в жизни человека. Еще примеры зависимости — когда супруги не могут расстаться, боясь, что скажут люди. Или, например, слепое следование моде, даже самой дурацкой. Или стремление быть для всех хорошим, избегать конфликтных ситуаций, — опять же, что подумают люди. Неспособность выражать свои чувства на людях — например, так, как это делают иностранцы, которые смеются и разговаривают нормальными, а не «приглушенными» голосами на людях, как это принято у нас.

Как преодолеть страх общения

Причина. Или несколько причин.

Как и у любой проблемы, портящей человеку жизнь, у излишней зависимости от мнения других людей и от общества в целом, конечно же, должна быть причина. Или несколько причин. И они действительно есть. К сожалению большинство из них лежит в раннем или подростковом возрасте, на которые уже стали наслаиваться деструктивные модели поведения. Следствие излишней зависимости — частая, если не сказать постоянная тревога, депрессивные состояния, неуверенность, снижение самооценки (впрочем это замкнутый круг), уход от общества, ощущение собственной ненужности, никчемности, неспособность радоваться жизни в полной мере, пассивное участие в общественной жизни, неспособность делать осознанные выборы и еще много чего. И лишь меньшее число случаев связано, например, с неумением вести себя в соответствующем обществе, с неудачной адаптацией в новом обществе (например, при переезде), с потерей навыка общения (например, при декретном отпуске). Во втором случае смогут помочь какие-нибудь групповые тренинги, в первом же, как правило требуется длительная работа, которую можно каким-нибудь тренингом, вроде уверенности в себе завершить. Раньше же, делать это просто опасно — человек может либо «не потянуть» программу такого тренинга и еще больше углубиться в свои проблемы, а может, например, произойти переход в противоположное — асоциальное состояние, которое при отсутствии навыков здоровых отношений с обществом перерастает фактически в невротический мстительный обществу тип человека, что, как правило, в перспективе не приносит ни радости, ни полноты жизни — это просто переход между неконструктивными состояниями.

Следующая страница…

[nextpage title=”Следующая”]

«Я» – не «Я»

я - не я
geralt / Pixabay

Когда человек слишком сильно зависит от мнения других людей, действует с постоянной оглядкой на них, обычно считается, что в человеке отсутствует (вернее, слишком слаб) некий внутренний стержень, или «Я», способное действовать без оглядки на других. Внутренний цензор, определяющий, как надо самому человеку слаб и заменяется на какого-то внешнего. При этом, естественно, было бы неверно думать, что человек будет сам себя угнетать таким образом. Подобные модели поведения есть результат его взаимодействия с внешней средой в тех или иных обстоятельствах и определенном возрасте и относится к внутренним конфликтам, ко многим из которых человек сам по себе причастен лишь отчасти.

Как уже упоминалось, одна из причин таких зависимостей начинает формироваться в весьма раннем возрасте и не прекращается долго — у ребенка есть шансы поправить многие вещи и в подростковом периоде и в период разделения с семьей и начале самостоятельной жизни. Тем не менее, при неправильно прошедшей детской сепарации создаются условия для укрепления зависимости, в результате которой вырастает по сути дела инфантильная личность.

Общественные ценности и их обесценивание

Первый опыт

Первые (но очень важные) опыты автономного поведения ребенок получает в период до трехлетнего возраста. За этот период он бывает полностью зависим от матери, испытывает конфликты между потребностью в автономии и зависимостью, и, в итоге приходит к внутреннему примирению. Этот период очень важен, и родители должны быть очень внимательными в отношении сочетания разумных ограничений и свободы. Например, не стоит демонстрировать ребенку, что окружающий мир настроен исключительно враждебно и единственное место, где он может чувствовать себя в безопасности — это под их неусыпным наблюдением и заботой. Иначе, повышенная забота родителей называется сверхопека или гиперопека. И очень часто, человека, выросшего в таких условиях можно назвать жертвой этих обстоятельств, поскольку его зависимость, страхи, неспособность к принятию решений, безответственность являются порождением именно такой чрезмерной заботы, никуда не деваются и благополучно перемещаются с ним по жизни. Конечно, есть еще и подростковый возраст, когда есть хорошая возможность обретения самостоятельности и движения вперед, опираясь в первую очередь на собственное мнение и силы.

Страх идти в школу, страх идти на школьную дискотеку, страх общаться с учителем и со сверстниками — это все страх отделения (сепарации).
Конечно, было бы не совсем верно все списывать на ошибочные действия родителей. В конце концов, ребенок рождается с определенным темпераментом, что накладывает отпечаток на формирование того или иного характера, включая стереотипы поведения. Тем не менее, при правильном подходе со стороны родителей многие предрасположенности можно скорректировать.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Проблемы детской сепарации, распространяющиеся далеко за период детства не единственная проблема зависимости от общественного мнения и близких людей. Например, грубое и даже жестокое отношение родителей также может порождать слабость своего я и формировать негативные модели поведения. Грубые унизительные высказывания о том, что ребенок никчемный, ненужный, бесполезный, не имеющий ни на что права, сопровождающиеся иногда и физическим воздействием часто формируют слабую личность, неспособную на самостоятельность, с фобическими проявлениями в отношении общества и низкой самооценкой.
Психотравмы, независимо от возраста также способствуют этому.

Что есть взрослая реакция?

Так что же считать нормальной, взрослой реакцией на различные проявления общественного мнения в отношение конкретного человека, свидетельствующие о том, что он есть человек взрослый, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность? — Принципиально это осознание норм и правил, которые нам диктует общество, в том числе моральных принципов и осознанный выбор, как ему следует поступить в той или иной ситуации.

А вот что за этим кроется, это уже отдельный вопрос. И тут психология на самом деле не имеет четкого ответа. Или же вынуждена будет присвоить себе право быть истиной. Рискну предположить, что правильно было бы подстраиваться под особенности конкретного человека. Например, мать, оставляющая в роддоме своего ребенка-инвалида. Зрелое это поведение или незрелое? Если она не полностью осознает, что делает, то, наверное, нет. А если осознает? Нуждается ли такой выбор в психокоррекции? Нормален ли он? Человек сделал выбор, и при этом будет осужден 90% общества (почти наверняка). Таким образом, мы получаем, что выбор верен, потому как осознан, но при этом осуждаем. Остается лишь надеяться, что сам человек при этом действительно исходил из зрелых соображений и не замучает сам себя в перспективе духовными терзаниями (это и будет показатель осознанности и ответственности выбора) за свою ошибку, которая формально не ошибка, а выбор, но выбор осуждаемый.

 

Андрей Петраков
Поделись: