Люди, как известно, весьма противоречивые существа. Особенно это касается противоречивых сигналов, которые они подают друг другу. Отсюда рождается двойная мораль и лицемерие. К сожалению, основы для такого поведения закладываются не тогда, когда мы уже сформировавшиеся личности и способны увидеть противоречие, а в детском возрасте, когда критичность по отношению к информации от значащих лиц практически отсутствует. Вот несколько добродетелей, с которыми явно не все в порядке.

Надо всегда говорить правду

Очень важная норма, которая в достаточной степени универсальна, чтобы присутствовать практически в каждой семье, и, которая, конечно же транслируется детям. От них требуют, чтобы они всегда говорили правду и не смели врать. Тут, скорее всего, родители ожидают, что дети будут говорить правду именно им, но общественные нормативы таковы, что транслировать напрямую они это не могут, потому что сами сразу попадут под осуждение общественных институтов.

Обманывать – естественное человеческое состояние. По данным исследования Британской компании Beverage Brands, среднестатистический человек врет до 4 раз в день, или, примерно 88 тыс. раз за всю жизнь.

Дети видят, как лгут их родители и, учатся это делать сами. Само по себе это не плохо. Человек, который всегда говорит правду – обречен на избегание и, как следствие, одиночество. Но отсутствие понятного отношения ко лжи, размывает понимание сценариев, когда обман возможен, а когда крайне нежелателен.

Например, ложь из развлечения бессмысленна и не должна использоваться. Обман для достижения лучшего места на работе не есть нормальное поведение. Рассказать жене, что изменил ей – вероятно, она же первая и решит, что ее муж идиот.

В общем, главное, что человек должен усвоить, это то, что без обмана, часто не обойтись и это нормально. Не нормально – упиваться ложью и использовать ее без понимания, что это не слишком хорошее средство коммуникации.

Проблема лжи и правды еще и в том, что правда довольно относительна. В области человеческих взаимоотношений вообще правда и истина относительные понятия. Так что, человек, убежденный, что говорит правду, говорит свою личную правду, которая другим людям может таковой не казаться.

Стремление говорить правду – диагноз?

В первую очередь надо помогать другим

maxlkt / Pixabay

Нам любят говорить, что интересы других людей находятся выше наших собственных. Иначе говоря, когда случается какой-нибудь локальный апокалипсис, надо спасать кого угодно, кроме себя. А себя – если успеешь. Этот принцип, надо сказать, нарушается очень часто и массово. Если что-то случится, сколько людей побежит помогать другим? Ответ хорошо известен – подавляющее меньшинство. Однако, находятся люди, которые поступают иначе. Иногда им потом дают медали, и рукоплещут те, кто предпочел обеспокоиться в первую очередь о себе.

Но вот вопрос? Кто взвешивает ценность одного человека относительно ценности другого? То есть, почему есть люди, которые все же считают, что они менее ценны, чем другие? Вот ведь сила внушения!

У американских полицейских есть очень важный принцип работы – он сам не должен погибнуть. И, вроде бы, он даже прописан документально, а не просто существует как кодекс поведения. И, надо сказать, это верно, размен одной жизни на другую – не совсем естественный выбор?

Правильно было бы с детства, вместе с понятием важности других людей, прививать и собственную важность. В этом случае будет меньше терзаний, больше самоуважения, выше самооценка и больше успехов в жизни. И, это не противоречило бы сути этой добродетели, ведь поставив себя вровень с другими людьми не есть гордыня, то есть, в этом нет противоречия. И, найдется достаточно ситуаций, когда можно оказать помощь другим людям без ущерба для себя.

Надо соблюдать правила

Да, нам очень часто говорят, что правила надо соблюдать. Всегда. И об этом, как правило, много и часто говорят наши родители. Но, вот в чем вопрос, если обратиться к ним с прямым вопросом, всегда ли они сами эти правила соблюдали, то, вне всякого сомнения, окажется, что нет.

И, опять же редко объясняется то, почему их надо соблюдать, а также в каких случаях их можно нарушать. А что транслирует общество? А оно транслирует прямо противоположную картину. Правила нарушаются везде и всеми, более того, это считается нормальным.

Вообще, идея соблюдения правил, отличная идея. Это позволяет снизить уровень тревоги в обществе, дает уверенность в завтрашнем дне, позволяет гораздо лучше структурировать свою жизнь. Проблема в том, что никак не наступает момента, когда все вдруг начнут их соблюдать. А сейчас ситуация такова, что их нарушать, фактически, «правильнее».

Несоблюдение правил без наказания порождает безответственность. Но, внутри все равно остается фантом памяти о том, что это плохо. Это означает, что человеку надо защитить свою безответственность. Защищая безответственность, он не может это сделать, раня свою психику. Поэтому он начинает переносить ответственность за свою безответственность на кого угодно, только не на себя (например, «никто же не соблюдает»). К сожалению, несоблюдение правил относится к массовым явлениям и, совершенно очевидно, что такое общество не может быть эффективным. Тратить время на выживание без правил, там, где их просто можно соблюдать? – полная беда, но, увы, так есть.

Правильно было бы транслировать то, что правила могут быть нарушены, но только в исключительных случаях, например, если за вами гонится грабитель с оружием и вы, чтобы спрятаться от него, прячетесь на территории чужой собственности.

Почему я обещаю, но не исполняю обещания?

Надо быть скромным и… богатым???

Alexas_Fotos / Pixabay

Еще одна добродетель, которая часто транслируется в воспитательных целях заключается в необходимости быть скромным.

Скромность, конечно, хорошее качество, вот только, похоже, смысл его как-то незаметно трансформировался и теперь скромность скорее считается убогостью и слабостью. Впрочем, в наш нескромный век это, несомненно, произошло бы. Да и, надо сказать, скромный человек в наше время людей не отличающихся этой добродетелья, скорее всего проиграет в соревновании за лучшее место под солнцем.

Например, небезызвестную цитату из Булгакова «Так и надо. Сами все предложат и сами вся дадут» просто приходится пересмотреть, как не способствующую достижению успеха в нашем мире.

Поэтому, вероятно, некие элементы скромности существуют и, конечно, будут существовать, но как широко распространенная общественная добродетель, она сейчас, в лучшем случае, во второй десятке.

Когда родители говорят о скромности, то не забывают еще и говорить о том, что ребенку было бы неплохо зарабатывать в дальнейшем. Возможно, это свидетельствует о том, что они не в полной мере понимают смысл скромности и явное противоречие в этих двух пожеланиях. Скромность предполагает не только личную скромность, но и скромность потребления, определенные ограничения в вещах, которые человека окружают.

Вот и получается, что скромность и богатство сочетаются не самым лучшим образом. Понятие скромности, надо сказать, часто соседствует с понятием с понятием хорошего человека. Это такой комплекс качеств, включающий в себя и скромность и доброту и стремление помочь другим. То есть, речь идет еще об одном призраке.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

В наш век жизни ради селфи, скромному человеку довольно сложно хорошо зарабатывать. Для этого лучше всего быть нескромным. Кстати, похоже, что понятие скромности, в силу текущей бесполезности растворяется просто в некоторых неявных чертах хорошего воспитания, которое не имеет таких жестких ограничений для возможности стать обеспеченным человеком.

Если денег нет, это навсегда? Или почему я очень-очень небогат?

Самый главный вопрос?

На самом деле, все добродетели не являются застывшими постулатами и в зависимости от текущего состояния общества меняются, исчезают, возрождаются, трансформируются. В этом отношении, конечно, есть проблема, поскольку сейчас общество переживает этап, когда буквально все общественные ценности, норы морали, добродетели подвергаются сомнению и буквально сотрясаются под напором текущего положения дел. И, пожалуй, самый главный вопрос – достаточно ли законодательных норм для нормального функционирования общества, или без моральных принципов все-таки не обойтись? Иначе говоря, что будет с нормами общественной морали в ближайшие годы, пока совершенно не очевидно и не станет ли социопатичное поведение все усиливаться?

Андрей Петраков
Поделись: