Одной из ведущих частей жизни любого человека является его образ мышления. Фактически этот образ играет роль элемента, который вносит различия между людьми, если убрать из рассмотрения физические характеристики. Этот же элемент задает некие границы, которые определяют всю жизнь и окружение индивида.

Действительно, если задуматься, то мышление играет главнейшую роль в нашей жизни. Хорошую модель такого влияния иллюстрирует известная фраза о стакане, который у одних наполовину пуст, а у других наполовину полон. Если не нравится пример со стаканом, возьмите несколько иной пример — зарплату. Какие мысли она вызывает у вас? Кто-то ответит, что сумма очень маленькая, ее еле хватит прожить до следующего месяца. Другой наоборот скажет, что раз есть деньги, то теперь живем. Один сразу потратит большую сумму, другой будет экономить и откладывать. И так можно продолжать достаточно долго. Все различия поведения и описания в вышеприведенном примере берут начало в образе мышления. Этот образ задает пути движения мыслей и эмоций при возникновении той или иной ситуации. Для кого-то и миллиона будет мало, он растратит его за очень короткое время. Другой же, взяв тысячу рублей, сумеет из нее сделать сотни миллионов. Если коснуться реальности, то на самом деле подобное встречается сплошь и рядом. Примеры – Билл Гейтс и Стив Джобс, начинавшие с очень невысокого старта. При этом даже несмотря на тот факт, что ситуации встречаются каждый раз разные, реакция на них всегда будет набором каких-то заданных вариантов. Верно, подмечено, что человек с мышлением бедняка останется бедным, даже если вдруг получит огромные богатства. И наоборот. Богатый в мыслях вновь сможет достичь материального достатка, даже потеряв однажды все.

Развивая и модифицируя свой образ мышления можно рано или поздно достичь необходимых результатов. В этом проявляется один из важнейших вселенских законов, гласящий «Что внутри, то и снаружи». К сожалению, серьезную проблему в развитии мышления создает сложность отслеживания и определения собственного способа мыслей. Очень часто нам кажется, что мы все делаем правильно и нас очень удивляет реакция окружающих, считающих такое поведение неправильным.

Рассмотрим основные составляющие человеческого мышления. Все они глубоко взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому приведенное ниже деление очень условно. Также данная схема не претендует на абсолютность и правильность, а лишь формирует некую модель одного из самых сложных процессов.

Как реагировать на критику?

Реакция на окружающие обстоятельства

Самая верхняя часть мышления, определяющая взаимодействие человека с окружающим миром. Казалось бы чего тут такого, но каждый реагирует по своему на одну и ту же ситуацию. Например, Вам наступили на ногу в общественном транспорте. Как Вы отреагируете? Скорее всего, выберете один из стандартных вариантов. Их не так много.

  • Сделать вид, что не заметили (пассивная реакция)
  • Сообщить наступившему о факте происшествия (сдержанная реакция)
  • Обругать наступившего (агрессивная реакция)
  • Оттолкнуть наступившего (агрессивная реакция)

На самом деле способов реагирования гораздо больше, но не все из них укладываются в привычные рамки морали. Вместо отталкивания, можно ударить рукой, ножом, выстрелить, если есть из чего. Есть и другие варианты, например, можно просто извиниться, что подставили свою ногу под ногу наступившего.

Реакция возможна не только в виде конкретных действий или бездействия, но и в мыслях или фантазиях, следующих за событием. Очень часто, человек начинает перебирать варианты того, что может произойти дальше и придавать этим вариантам какую-либо эмоциональную окраску. Чаще это будут негативные и опасные пути развития событий, реже позитивные изменения. Выбор того или иного способа реагирования мало зависит от конкретных ситуаций. Одни и те же реакции можно наблюдать абсолютно в разных случаях.

Восемь признаков, по которым вы опознаете мужчину-нарцисса

Желания, установки и страхи

Образ мышления
geralt / Pixabay

Следующий уровень мышления скрыт несколько глубже в подсознании. Состоит он из трех, постоянно конкурирующих составляющих:

  • Желания – какие-либо потребности человека
  • Установки – устоявшиеся ограничители желаний, формируемые обычно извне
  • Страхи – ограничители, сформированные негативным опытом

В зависимости от доминирующей составляющей будет зависеть и реакция человека. Возвращаясь к рассмотренному примеру с общественным транспортом, при доминировании страха реакция будет скорее пассивная. Если более важной будет установка защиты чести и достоинства, то следует ожидать агрессивную реакцию. Ее вариант будет зависеть от типа установки.

Невозможность активных действий, либо сила установок и страхов могут перевести реакцию на мысленный уровень. В этом случае и начинается просчет различных вариантов событий или мечты о том, как бы было здорово стать не таким как сейчас. В этом направлении и желания и установки и страхи начинают просто «беситься», формируя самые разные картины и новые варианты желаний и установок.

Принципы эффективной организации рабочего дня

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Навыки мышления, анализа и интеллект

Данные элементы расположены скорее рядом с рассмотренными уровнями. Они скрепляют и усиливают их, но одновременно позволяют влиять на реакции и установки. Интеллектуальный человек способен сформировать гораздо большее число вариантов реакций на ситуацию. А привитые навыки мышления и анализа позволяют изменять ход этих реакций. Например, если человек способен анализировать ситуацию, то даже если ему очень захочется ударить наступившего ему на ногу, он вполне будет способен проанализировать дальнейший ход событий и сдержаться. Фактически навыки мышления позволяют подключить гораздо большее количество составляющих второго уровня, либо снизить влияние любого из них.

Кроме указанных, можно выделить еще более глубокий уровень врожденных характеристик и особенностей мышления. Но он становится актуальным только при правильной проработке всех остальных элементов.

На основании вышеприведенной информации можно сформулировать, что же такое образ мышления. Это будет некий набор мыслительных реакций на окружающие обстоятельства. Соответственно, что бы изменить свое мышление необходимо сформировать новые варианты реакций, путем изменения желаний, снятия или расширения ограничений и нейтрализации страхов. Проводниками изменений должны быть новые навыки, самоанализ и простое развитие интеллекта.

 

psy-zoom
Поделись: