Мы живем в обществе, это факт. Но, многие, формально находясь в нем, чувствуют себя отверженными. Для многих из нас, при этом, базовой жизненной позицией является опора на собственные силы. Опираться на собственные силы – это хорошо. Не опираться на возможности окружающего общества – недальновидно и неэффективно. То есть, все хорошо в меру.

Внешними проявлениями слишком категоричной самоизоляции могут послужить фразы-маркеры, на которые есть смысл обращать внимание. Если они проскальзывают в лексиконе человека, то, вполне вероятно являются не случайными оговорками, а той самой жизненной позицией.

  • Мне от вас ничего не нужно
  • Мне ничего не нужно
  • Я сам прекрасно все знаю
  • Я справлюсь сам
  • Мне не нужна ничья помощь

Человек, не вписавшийся в общество вынужден исповедовать опору на собственные силы. Он всегда сам по себе, всегда один. Представляете, сколько сил уходит на то, чтобы доказать тем самым ветряным мельницам, что ему никто не нужен и при этом испытывать тайное (и страстное) желание быть среди людей, уметь радоваться жизни вместе с ними, чувствовать себя спокойно и уверенно?

Обратите внимание, в этих часто встречающихся фразах кроется нечто большее чем просто стремление к автономии и самостоятельности. И, кроящиеся за этими фразами процессы, которые могут  разворачиваться в нашей психике не имеют никакого отношения к этой самой автономии личности, которая является полезной и желательной для полноценного функционирования человека. Наоборот, в них кроется социальная дезадаптация, неспособность принимать помощь, отвержение в широком понимании слова, включая себя. Это скорее относится к гордыне, исключительности и противопоставлению себя обществу.

А ведь все это не просто затрудняет общественную жизнь человека – она делается практически невозможной. Исчезает важнейший источник нашего спокойствия и уверенности – чувство социальной принадлежности в самых разных проявлениях – принадлежности к обществу, к важным группам людей, в том числе и к семье. Как это не покажется парадоксально, подобная отверженность часто сопровождается глубокими зависимостям от других людей – от членов семьи, разного рода наставников, друзей, работы и прочих. То есть, возникает нездоровое слияние, как отчаянная попытка снизить тревогу, страхи, предотвратить депрессии и еще много чего.

Человек, не вписанный в общество вынужден исповедовать опору на собственные силы. Он всегда сам по себе, всегда один. Представляете, сколько сил уходит на то, чтобы доказать тем самым ветряным мельницам, что ему никто не нужен и при этом испытывать тайное (и страстное) желание быть среди людей, уметь радоваться жизни вместе с ними, чувствовать себя спокойно и уверенно? Но он не позволяет себе обратиться к людям даже в минуты чрезвычайно острых душевных потрясений. Переживаться это может по разному – например, часто человек может воспринимать это как слабость, собственную неспособность решить свои проблемы, что будет означать крах его картины мира.

Знаете, в частности, это те люди, которым что-то предлагают, но они соглашаются только после получения бонуса – после долгих уговоров. Это такой способ получить помощь, но не сознаться, что он ее принял – для него это означает, что помощь по сути дела была навязана.[nextpage title=”Следующая”]

Как это?

Что может ощущать человек, отказывающийся интегрироваться в социум? Ну, вот, например:

  • Ощущение, что мир к тебе равнодушен, даже, скорее, враждебен. Поэтому, лучше с ним не взаимодействовать.
  • Доверять можно только тому, что можно контролировать. Чем больше контроля, тем лучше. Контроль – это хоть какая-то возможность получить спокойствие. Поэтому утрата контроля несет с собой огромные сложности для душевного равновесия.
  • Ощущение собственной ненужности в этом обществе. Я никому не нужен, я не интересен.
  • Если я не в обществе – то есть два пути. Я или совсем внизу, или совсем наверху. Обычно выбирается вариант “сверху”. То есть, я выше этого общества и поэтому вынужден быть одиноким. Прекрасная отмазка. Ужасная, но работает годами, часто до конца жизни, смягчает все тяготы отвержения, но не приносит радости. Очень часто формирует действительно богатый и интересный внутренний мир, о котором очень часто просто некому узнать.
  • Отсутствие привычки активного взаимодействия с обществом, порождает слабость в “жестком” взаимодействии, демонстрируя реакцию “отхода” – “мне это не надо”, “меня это не интересует”. Это знаете, как выбирать не ту женщину или мужчину, который действительно нравится, а “хоть какого-нибудь”.

Некоторые из пунктов, на самом деле первичны, некоторые вторичны. Важно, что в итоге они есть.

Откуда все это берется, сейчас не имеет особого смысла раскапывать. Совершенно понятно, что и детство с родителями и школой и глупыми сказками и безумными фильмами, где герой один спасает мир – все это накладывает свой отпечаток.

Кто сказал, что мы рождены для счастья?

Менять или не менять?

Интереснее другое – стоит ли менять подобную картину мира и как?

Так вот – менять есть смысл. Я глубоко убежден, что внутреннее ощущение отверженности, изгойства, если хотите, есть абсолютно непродуктивное и неправильное. Такой человек использует свои возможности не знаю насколько, но, мне кажется, что это в разы меньше, чем мог бы, будучи полноценно интегрированным в общество. Те люди, которые даже будучи в таком состоянии добиваются чего-то заметного, воистину сильны и достойны восхищения. Но могут ли они в полной мере ощутить удовлетворение от своих достижений? Готовы ли они двигаться дальше, или они уже выполнили свою программу – доказали кому-то, что могут? Чего на самом деле они могли бы добиться? Не являются ли их нынешние достижения лишь бледной тенью так и не раскрытого потенциала?

А вот насчет того, как менять, это, как обычно, сложнее. Причем, подходов к изменениям может быть много – примерно столько же, сколько есть подходов в психологии.

Вот интересна концепция образование автономной личности. Ибо отверженность ни с коем разе не есть автономия и самостоятельность. И, во-вторых, это концепция человека, как части этого мира и общества в целом. Они взаимодополняют друг друга и, используя их одновременно, можно достигать отличных результатов.

Для многих из нас, при этом, базовой жизненной позицией является опора на собственные силы. Опираться на собственные силы – это хорошо. Не опираться на возможности окружающего общества – недальновидно и неэффективно.

Нам всем нужны опоры в этой жизни. Мы общественные существа и само общество призвано служить нам опорой. Во всех своих проявлениях. Таковы правила игры. Общество по отношению к нам не является ни враждебным, ни особо расположенным. Собственно, “плюс” или “минус” ему присваиваем именно мы. Согласитесь, что общество просто не в курсе нашего существования. Оно одинаково ко всем. Просто кто-то готов его использовать, кто-то позволяет себе это делать, кто-то хочет этого, а кто-то считает ниже своего достоинства, боится, ставит себя выше или ниже этого общества. И, – да, у кого-то лучше стартовые возможности. Но это не означает, что нам надо чего-то доказывать, отказываясь от помощи общества. Знаете, это одна из самых больших проблем эффективности человека. Можно сказать, что эффективность человека в обществе есть довольно простая формула. Это стартовые условия плюс способность воспользоваться общественными ресурсами.

В действительности, конечно, несколько сложнее, поскольку надо учитывать внутренние ценности человека, элемент случайности, физические кондиции и многие другие факторы.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Принципиально важным пониманием в нашей жизни должно стать то, что мы не одни. Человек, проживающий в обществе может быть одним только если сам себя таковым назначит. Общность с социумом, а не противопоставление ему, означает возможность спрашивать и получать ответы, просить о помощи и принимать ее с благодарностью (или черной неблагодарностью), это использовать людей и быть использованными ими (очевидно, оставаясь в рамках личных моральных принципов, иначе будет очень некомфортно), это понимать, что ситуаций, которые нельзя разрешить к своему удовлетворению, в действительности очень мало. Наконец, вы начинаете получать огромное удовлетворение от действия, от того, что вы что-то сделали и достигли какого-то результата. Пусть даже и не всегда того, которого ожидали. И это в противовес бесконечным размышлениям, беспокойству, страхам, неуверенности, нелепым запретам, космическим фантазиям и поискам всемирной любви.

А мы люди!

И еще, что представляется важным. Принимать социум, использовать его, как вы, возможно, обратили внимание, свойственно довольно многим людям. Хочется верить, что большинству. Знаете, это обычные люди, рожденные среди других людей и ничем от них особо не отличающихся. Во всяком случае, человеческая их суть одна. Мы все разные, но мы имеем представление, насколько разными мы можем быть. И отличия не очень то велики. Более того, абсолютно все качества, которые есть в одном человеке, повторяются и в другом. Вопрос – насколько сильно. Но факт в том, что все мы просто люди. Не боги, не инопланетяне, не цветы и не животные. Ведь тогда мы были бы уже не людьми. Так и получается, что быть человеком, быть с людьми, в общем-то это наш естественный путь обретения спокойствия, уверенности и, конечно же, успехов. Можно, конечно, им не пользоваться, а создавать свой персональный мир. Но пользоваться тем, что уже есть, лично мне представляется правильным и нормальным. Ведь это все для нас. А мы для них. И мы не одни. По определению. Есть подозрение, что те, кто не верит в это, очень хочет поверить. Но это не вопрос веры. Это уже есть и тебя ждут в любой момент. Здесь нет достойных или недостойных, ничтожных и великих, пригодных или непригодных. Это первое. А второе – пока мы живы, многое можно изменить.

Андрей Петраков
Поделись: