Эффективное продвижение по карьерной лестнице предполагает умение побеждать в конкурентной борьбе, которое немыслимо без способности отстаивать свои собственные интересы. Но порой приемы, к которым прибегает человек, пытающийся добиться успеха на профессиональном поприще, ставят крест на его доброжелательных взаимоотношениях с коллегами. Как же этого избежать? Ответ психологов – быть ассертивным, а не агрессивным, то есть проявлять одновременно и независимость и уверенность в себе, и уважение к другим людям.

Агрессия недопустима

Агрессия имеет множество проявлений: нападение на другого человека, симметричный ответ нападающему, который может только усугубить конфликт, предъявление непомерных требований к подчиненным и так далее. В отличие от агрессивного, ассертивный человек ведет себя спокойно и уравновешенно, он справедлив и просит от сотрудников только то, что они должны делать в рамках своей компетенции. Необходимо стараться не заставлять людей работать, а давать им мягкий импульс, позволяющий сделать первый шаг самостоятельно.

Кроме того, ассертивные люди в рабочей обстановке всегда действуют осознанно и не позволяют эмоциям захлестывать их. Научиться этому можно, сделав вовремя паузу. Например, когда кажется, что пришло время жестко отстоять свои интересы, стоит задуматься над важностью данной ситуации. Вполне вероятно, что она абсолютно не затрагивает стратегические карьерные цели, а значит, можно и промолчать. Подобная наблюдательность позволить увеличить промежуток времени между чувствами, возникающими в спорной ситуации, и ответными поступками. А люди, которые знают свои потребности, но не поддаются сиюминутным эмоциям, всегда вызывают уважение.

Как формируются 3 основных вида неконструктивного поведения

Ассертивное поведение

Неотъемлемой частью ассертивности является активное взаимодействие с другими людьми. Если речь идет о руководителе, то он обязательно должен проявлять внимание к атмосфере в коллективе, а также учитывать возможности каждого члена команды. Такой начальник не раздает указания, а приглашает к сотрудничеству, включая в работу всех. Его роль сводится к незримому координированию всех процессов.

Еще одна важная черта ассертивного сотрудника – это умение признавать свои ошибки и вовремя отказываться от проигрышных стратегий. То есть критику стоит воспринимать не как недовольство личностью, а как конструктивные предложения, направленные на достижение общих целей.

Кто такие близкие друзья и чем с ними не стоит делиться?

На правильном пути

Ассертивность: продвижение по карьерной лестнице без агрессии
geralt / Pixabay

Основная ловушка, в которую могут попасть стремящиеся к ассертивности люди, – это перерастание тактичности в скромность. Об этом можно говорить, если человек:

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

  • пытается избежать конфликта любой ценой;
  • извиняется при своей полной невиновности;
  • берется за выполнение сверхурочной работы, не входящей в круг его обязанностей и в других ситуациях.

Вернуть себе уверенное и взвешенное поведение вполне реально. А начать этот процесс просто. Необходимо заранее готовиться к важным разговорам с начальством или коллегами: продумывать возможные вопросы и ответы на них, формулировать для себя логику отстаиваемой точки зрения и опорные доводы.

Обещаю себе, но редко исполняю. Почему?

Правильное выстраивание линии поведения на работе имеет очень большое значение, ведь именно там люди проводят большую часть своего времени. Психологический дискомфорт, который человек ощущает, находясь на своем рабочем месте, влияет на его самочувствие и на взаимоотношения с близкими. Поэтому не стоит превращать выстраивание карьеры в гонку на выживание. В деле достижения профессиональных целей можно обойтись без конфликтов и вражды. Поможет в этом использование ассертивного, то есть независимого, здравого и взвешенного, стиля.

psy-zoom
Поделись: