Периодически каждый из нас сталкивается с человеком, которого надо успокоить, который находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения – он расстроен, раздражен, огорчен, обижен. Несмотря на то, что мы регулярно сталкиваемся с такими ситуациями, мало кто представляет, что делать в таком случае. И, обычно, надо делать ровно противоположное тому, что мы обычно делаем.

Главное, что надо понимать, это то, что высокое эмоциональное возбуждение – это как броня, которую практически невозможно прошибить ничем, пока человек сам ее постепенно не опустит. Эта «броня» – односторонняя и выпускает его эмоции, не принимая ничего обратно. Собственно, из этого и надо исходить. И, тут есть два принципа общения. Первый – использовать что-то неожиданное, какие-то слова или действия, чтобы прервать эмоциональный поток (например, встать на колени), или же, второй – следовать за потоком, постепенно иссушая его. Мы рассмотрим второй принцип общения с человеком в эмоциональном возбуждении.

Когда можно писать девушке после первого свидания?

Чего не надо делать?

Как правило, пытаясь успокоить человека, находящегося в сильном переживании, не надо делать двух вещей:

Во-первых, говорить с ним рационально, пытаясь обсудить ее состояние с позиции двух взрослых людей. Это можно будет сделать немного позже.

И, во-вторых, нет смысла говорить слова, которые почти всегда говорят в таких ситуациях. Что-то вроде «Успокойся, все будет хорошо», «Да все нормально», «Ну, всякое случается», «Ты слишком эмоционально реагируешь» и прочую бессмыслицу. Это просто не работает. Понятно, почему мы часто это говорим. Просто не знаем, что сказать еще. А, в школе, нас, к сожалению, этому не учат.

Что, скорее, сработает?

Внимание и заинтересованность

Не перебивайте, дайте высказаться, дайте эмоциям выйти, в том числе и через слезы. Продемонстрируйте, что вы готовые его понять, слушайте внимательно, проявляя заинтересованность. Таким образом, вы войдете в эмоциональное состояние человека как друг (или подруга), готовый поддержать, а не противостоять, не критиковать, и не быть равнодушным статистом.

Как работает провокация и как не поддаваться на провокацию?

Критики – нет

Про критику надо сказать отдельно. В таких случаях у многих возникает соблазн встать в позу независимого наблюдателя и попытаться оценить действия человека «непредвзято». Не нужно этого делать. Человеку в эмоциональной ситуации ваша оценка не нужна, извините, ни разу. Ему нужна поддержка. Не знаете что сказать – молчите и слушайте. Если вы сами явились источником конфликта, то действуйте аналогично. Можете попробовать извиниться. Не рационализируйте.

Поговорите

Попробуйте поговорить с человеком. Но, постройте разговор так, чтобы следовать за ним. Задавайте вопросы и внимательно выслушивайте ответы. Высказывайте свое мнение, только если вас попросят. Демонстрируйте внимание, понимание и сопереживание. «И, как это случилось?», «А что произошло потом?», «И что ты сделала?». Обычно, такие вопросы позволяют человеку еще раз пройти всю ситуацию, а ее проживание еще раз, как правило, снижает остроту. Это свойство организма.

Отказ от контроля в отношениях три способа обрести психологическую независимость для женщины

Физический контакт

Если вы достаточно близки, что позволяете друг другу, например, обниматься, то можно попробовать это сделать, если чувствуете, что это уместно. Если вы не настолько близки, то, не стоит. Если источником конфликта послужили вы, то что-то такое можно делать только с очень близкими людьми, реакцию которых вы хорошо представляете.

Что дальше?

Как успокоить человека?
geralt / Pixabay

Если через какое-то время вам удалось снизить эмоциональный накал, то можно поговорить уже с рациональных позиций. Вы уже можете высказать несколько подкрепляющих фраз. Что-то вроде «Знаешь, что-то подобное произошло…», можно рассказать о том, что вы поддерживаете и понимаете.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

В общем, после острой фазы эмоционального переживания, как правило, наступает стадия опустошения. И, в принципе, будет правильным немного загрузить человека какой-нибудь подбадривающей информацией, чтобы он не остался с этой опустошенностью (апатией) один на один. Надо немного вытащить его из этого, чтобы он не застрял в состоянии, которое может развиться, например, в депрессию.

Тест: насколько вы чувствительны?

Обратите внимание, что у нас основная задача – именно успокоить человека, а не победить в конфликте, если он из-за нас, или же самоутвердиться за его счет, критикуя то, как он оказался в такой ситуации.

Андрей Петраков
Поделись: