Это вторая часть материала по теме проведения споров, результатом которых должна стать победа вашего мнения.

Перейти к Части 1

Перейти к Части 3

Итак, продолжаем тему споров. Причем, в той специфике, которая подразумевает отстаивание своего мнение и победу в споре. Обратите внимание, что когда речь не идет о каких-то внятных истинах, категории «Земля – круглая», а о социальном взаимодействии людей, то большинство кажущихся истин могут быть оспорены, изменены, адаптированы под текущую ситуацию и, наконец, полностью низвергнуты с пьедестала общественного мнения.

Уход с острия копья. Способ ухода – в самом вопросе.

Мы не всегда сходу можем придумать достойный ответ, а, бывают вопросы, довольно неудобные и важные, на которые надо либо отвечать, либо саботировать ответ.

Для этого, как правило, удобно использовать утверждение или вопрос, меняющие направление обсуждения. Хорошо работает против конкретных проблем, когда нет быстрого решения.

Например, «Почему вы решили, что сможете решить эту (какую-то конкретную) проблему?». Вы можете ответить что-то вроде: «Я считаю, что большинство проблем решаемы, если ими заниматься. И я этой проблемой займусь».

Уже готовый ярлык – как хороший бренд – узнаваем и наполнен ассоциациями. Выберете подходящий и наклейте на слова оппонента.

Переключение на людей

Иногда возникает необходимость сбросить персональную ответственность (даже если ее на самом деле нет, но так могут думать другие люди) на коллектив или других людей.

Это тот случай, когда вы выступаете от имени общества, озвучивая некое общественно мнение. При этом, конечно, не обязательно знать достоверное мнение. Более того, как не печально это признавать, достоверное мнение существует далеко не всегда и очень, ну очень легко формируется правильными вопросами опрашиваемых. Таким образом, вы можете почти с чистой совестью озвучивать любое общественное мнение и, даже, вполне успешно его отстаивать.

Этот прием из области «Почему я должен сдавать деньги в школу?» – «Потому что все уже сдали и ждем только вас» (то есть не потому, что я требую от вас денег).

Или, еще пример. «Почему вы подготовили плохой отчет?» – «Потому что меня постоянно дергают, сегодня меня вообще порвали на мелкие кусочки. Я вообще совершил подвиг, что вообще хоть что-то успел»

«Почему вы меня не повышаете» – «Ну, видите ли, вы не очень ладите с коллективом и не похоже, что люди будут в восторге».  Понятно, что все это не очень очевидно.

Апеллирование к внешним обстоятельствам непреодолимой силы

Лучше этим приемом пользоваться осторожно, чтобы не продемонстрировать, что от вас ничего не зависит и вы вдогонку малозначительны. Наоборот, вы можете задать оппоненту такой вопрос, который побудил бы его к этому признанию.

Этот прием хорошо известен с детства. Например, если ребенок опаздывает на занятие в школе, то он может сочинить что-то про застрявший транспорт, который вполне тянет на эти самые обстоятельства непреодолимой силы.

Позже меняются обстоятельства непреодолимой силы, но техника не меняется даже на уровне высших органов государственной власти.

Например, когда вы спорите о поездке к маме, то срочное собрание на работе – ваш спасительный круг.

Если вы хотите оправдать плохую игру футболистов, то, сами знаете, что абсолютно все судьи играют против наших «героев».

Включение людей в поле обсуждения, делание их участниками процесса.

В частности, если вы спорите с кем-то одним, или с группой, или просто выступаете перед кем-то, хорошим решением в спорных ситуациях может оказаться включение ваших собеседников в ряды союзников. Это можно сделать очень простой фразой вроде «И, знаете что, мне нужна ваша поддержка и тогда, у меня нет сомнений, что…». Или, например, «Я очень рад, что эта проблема вызвала у вас такой интерес. Я думаю, что решать ее можно и нужно вместе. Для этого мне от вас необходимо…».

Признание оппонентом того, что вопрос быстро не решается

Очень часто от вас требуют каких-то очень быстрых действий. Особенно часто это происходит на эмоциональном заряде. В таком случае вам нужно дать понять оппоненту, что проблема гораздо сложнее, чем кажется в начале.

Например, ваш оппонент доказывает, что если бы завтра закрыли все табачные фабрики, то вопрос курения лишился бы сам собой. Защищая противоположное мнение, можно сказать, что проблема гораздо сложнее, чем кажется и ее надо рассматривать с разных точек зрения. В частности, что делать с рабочими, которые работают на этих фабриках, как бороться с рынком контрабанды, как быть с правами человека, как избежать волнений, ведь курит по разным оценкам до 40-50% населения.

Вешайте ярлыки

Сила ярлыков – безмерна. Удачный ярлык может надолго, если не навсегда превратить одну удачу в символ бесконечных побед. И, точно также, удачный уничижительный ярлык навсегда заставит воспринимать тех или иных людей или события несерьезно. Вспомните, например, «младореформаторов». Совершенно понятно, что ничего хорошего от их деятельности быть не может.

Если вы способны придумать удачный ярлык прямо на ходу, то вы можете это сделать, но это совершенно не обязательно. Уже готовый ярлык – как хороший бренд – узнаваем и наполнен ассоциациями. Выберете подходящий и наклейте на слова оппонента.

Противостоять волшебному слову «согласны?» и быстрые вопросы

Вы наверняка обращали внимание, что некоторые люди, включая продавцов всяких ненужных вам вещей, после произнесения определенных фраз произносят слово «Согласны?» Это очень простая техника, которая подразумевает согласие покупателя, или же просто человека, которого вам надо в чем-то убедить, не сразу в целом, а по частям. Идея в том, что если вы согласились в том, что пуговицы хороши сами по себе, рукава тоже, то и весь костюмчик – то, что надо.

Эта техника, как правило, совмещается с техникой быстрых вопросов (или утверждений), на которые оппонент не успевает ответить. Здесь тоже вопросы задаются в быстром темпе

Противостоять просто – надо на очередное согласны сказать твердое и хорошо слышимое «нет». То есть, первая зада состоит в том, чтобы прервать словоизвержение оппонента и уже далее строить диалог на своих условиях. И не важно, согласны вы или нет по настоящему. К любому, абсолютно любому тезису можно найти как аргументы «за», так и «против». Не очень подготовленного оппонента категорическое «нет», как правило, выводит из равновесия, поскольку его шаблон трещит по швам.

Аналогично, вы точно также можете использовать эту технику в убеждении. Но, тогда уже вы должны хорошо представлять себе, что делать, если оппонент в какой-то момент говорит «нет».

Смысл «нет» – это сбить с главной темы, ведущей к главному выводу и хорошая возможность завязать борьбу за частности, зачастую сделав эту самую частность камнем преткновения. Так вот, если вам встречается препятствие «нет», то вы можете либо проскочить ее фразами типа «отлично, тогда к обсуждению этого вернемся позже, а пока продолжаем». Если вас все-таки сбили с мысли, то один из выходов в такой ситуации будет временно отдать инициативу оппоненту и жестко контратаковать используя другие техники. Например, «Простите, но то, о чем говорите ВЫ, только удаляет нас от решения…». Не давать развернуться, постоянно критиковать, не пускать дальше и стараться вернуть инициативу в то поле, где вы сильны.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Конечно, «нет» – не единственный вариант остановки, но простой и действенный. При условии, конечно, что вы знаете, что делать дальше.

Перейти к Части 1

Перейти к Части 3

Андрей Петраков
Поделись: